Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Образование и воспитание » Конструктивная деятельность учителя музыки » Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Страница 4

Предполагается формирование следующих умений:

методически правильно разрабатывать учебный материал;

наблюдать за учащимися с целью выявления их способностей и психологических особенностей;

привлекать к работе путем системы специальных вопросов весь коллектив учащихся;

использовать на занятиях широкий запас теоретических знаний и собственный практический опыт, а также разнообразные формы показа на инструменте, постоянно подкрепляя свои слова звучащей музыкой.

Нужно уметь

составить план внеклассного мероприятия и работать согласно плану;

прочитать необходимую методическую литературу;

подобрать музыкальный материал в соответствии с содержанием и планом занятия;

продумать манеру словесного общения со школьной аудиторией;

отобрать необходимые для объяснения или закрепления теоретические сведения и понятия.

В результате такой работы улучшится качество проведения внеклассной работы.

Одним из условий формирования готовности учителя музыки к педагогической деятельности является развитие умении решать конкретные педагогические задачи и анализировать учебно-воспитательный процесс. Будучи проявлением профессионального мышления, этот анализ включает: использование теоретических знаний в соответствии со сложившейся ситуацией и таких педагогических приемов и действий, которые связаны с конкретными условиями работы; критическую оценку собственного поведения, трудностей и неудач, осложняющих достижение поставленной задачи, а также учет психологических и возрастных особенностей и музыкальных способностей учащихся.

Говоря о возможных путях совершенствования подготовки учителя музыки, необходимо обратить внимание еще на один момент.

Как показала практика, молодые учителя, закончив музыкально-педагогические факультеты пединститутов, приобретают определенный комплекс знаний, умений и навыков для проведения уроков музыки, однако нельзя говорить об их полной готовности к воспитательной работе. Этот вопрос требует дальнейшего теоретического и практического решения. Отсюда насущная задача сегодняшнего дня — подготовка учителя не только к проведению непосредственно учебных занятий, но и к воспитательной работе на основе комплексного подхода.

Советская педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание как единый взаимосвязанный процесс. Вместе с тем, воспитание имеет свои задачи, формы и методы.

Рассматривая деятельность учителя музыки с позиций выполнения им не только образовательных, но и воспитательных функций, выделим те умения, которые приобретают первостепенное значение.

Для учителя музыки большую роль играют организаторские умения, проявляющиеся в организации своих педагогических действий (построении объяснения, рассказа, беседы, музыкальной иллюстрации), а также в организации деятельности детей (групповой или индивидуальной) с ориентацией на определенные педагогические цели. В процессе работы в школе организаторская деятельность учителя музыки может приобрести довольно широкий размах, поскольку нередко он является основным проводником эстетической культуры. Проявляясь в двух направлениях — учебной и внеклассной работе, организаторская деятельность требует от учителя знания теории и умения применять на практике различные формы музыкально-эстетического воспитания школьников, знания современных методов индивидуальной и коллективной работы и средств массовой музыкальной пропаганды.

Организаторские умения неотделимы от коммуникативных, заключающихся в том, что учитель может создать из класса коллектив и способен управлять этим коллективом. Для этого ему необходимо уметь устанавливать контакты не только со школьниками, но и со всеми учителями школы, родителями, общественными организациями.

Для деятельности учителя музыки большое значение имеют и конструктивные умения. Поскольку воспитание — это процесс, связанный с внешним воздействием на зону внутренней активности школьника, учителю необходимо не только планировать свои действия, но и предвидеть (прогнозировать), что может дать та или иная линия его поведения, те или иные методические средства и приемы. Так, например, особенно важно для учителя музыки владение методикой развивающего обучения. Имея дело с большим ученическим коллективом, состоящим из учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и разной степенью музыкальной подготовки, учитель не имеет права отмахиваться от «непоющих» детей. Порочным представляется такой стиль ведения урока, когда детей, поющих «нечисто», учитель просит молчать, не проводя при этом с ними никакой индивидуальной работы. Учитель должен знать и использовать развивающие функции уроков музыки: формирование у учащихся умений сравнивать, различать, анализировать и обобщать услышанные образы — прямой путь к проявлению ассоциативного, образного восприятия, ведущего к развитию логического мышления, собственных суждений.

Повседневной воспитательной задачей учителя музыки является донесение до учащихся разнообразной информации, связанной с разными областями искусства. А это требует от учителя сформированной системы эстетических взглядов, прочной мировоззренческой позиции, без чего воспитательная работа неосуществима.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Метод демонстраций применяемый на уроках информатики
Демонстрационный метод предполагает: синтез словесных и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов, технических установок. Технические средства статистической проекции можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, ак ...

Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание. В качестве домашнего задан ...

Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru