Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Образование и воспитание » Конструктивная деятельность учителя музыки » Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Страница 4

Предполагается формирование следующих умений:

методически правильно разрабатывать учебный материал;

наблюдать за учащимися с целью выявления их способностей и психологических особенностей;

привлекать к работе путем системы специальных вопросов весь коллектив учащихся;

использовать на занятиях широкий запас теоретических знаний и собственный практический опыт, а также разнообразные формы показа на инструменте, постоянно подкрепляя свои слова звучащей музыкой.

Нужно уметь

составить план внеклассного мероприятия и работать согласно плану;

прочитать необходимую методическую литературу;

подобрать музыкальный материал в соответствии с содержанием и планом занятия;

продумать манеру словесного общения со школьной аудиторией;

отобрать необходимые для объяснения или закрепления теоретические сведения и понятия.

В результате такой работы улучшится качество проведения внеклассной работы.

Одним из условий формирования готовности учителя музыки к педагогической деятельности является развитие умении решать конкретные педагогические задачи и анализировать учебно-воспитательный процесс. Будучи проявлением профессионального мышления, этот анализ включает: использование теоретических знаний в соответствии со сложившейся ситуацией и таких педагогических приемов и действий, которые связаны с конкретными условиями работы; критическую оценку собственного поведения, трудностей и неудач, осложняющих достижение поставленной задачи, а также учет психологических и возрастных особенностей и музыкальных способностей учащихся.

Говоря о возможных путях совершенствования подготовки учителя музыки, необходимо обратить внимание еще на один момент.

Как показала практика, молодые учителя, закончив музыкально-педагогические факультеты пединститутов, приобретают определенный комплекс знаний, умений и навыков для проведения уроков музыки, однако нельзя говорить об их полной готовности к воспитательной работе. Этот вопрос требует дальнейшего теоретического и практического решения. Отсюда насущная задача сегодняшнего дня — подготовка учителя не только к проведению непосредственно учебных занятий, но и к воспитательной работе на основе комплексного подхода.

Советская педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание как единый взаимосвязанный процесс. Вместе с тем, воспитание имеет свои задачи, формы и методы.

Рассматривая деятельность учителя музыки с позиций выполнения им не только образовательных, но и воспитательных функций, выделим те умения, которые приобретают первостепенное значение.

Для учителя музыки большую роль играют организаторские умения, проявляющиеся в организации своих педагогических действий (построении объяснения, рассказа, беседы, музыкальной иллюстрации), а также в организации деятельности детей (групповой или индивидуальной) с ориентацией на определенные педагогические цели. В процессе работы в школе организаторская деятельность учителя музыки может приобрести довольно широкий размах, поскольку нередко он является основным проводником эстетической культуры. Проявляясь в двух направлениях — учебной и внеклассной работе, организаторская деятельность требует от учителя знания теории и умения применять на практике различные формы музыкально-эстетического воспитания школьников, знания современных методов индивидуальной и коллективной работы и средств массовой музыкальной пропаганды.

Организаторские умения неотделимы от коммуникативных, заключающихся в том, что учитель может создать из класса коллектив и способен управлять этим коллективом. Для этого ему необходимо уметь устанавливать контакты не только со школьниками, но и со всеми учителями школы, родителями, общественными организациями.

Для деятельности учителя музыки большое значение имеют и конструктивные умения. Поскольку воспитание — это процесс, связанный с внешним воздействием на зону внутренней активности школьника, учителю необходимо не только планировать свои действия, но и предвидеть (прогнозировать), что может дать та или иная линия его поведения, те или иные методические средства и приемы. Так, например, особенно важно для учителя музыки владение методикой развивающего обучения. Имея дело с большим ученическим коллективом, состоящим из учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и разной степенью музыкальной подготовки, учитель не имеет права отмахиваться от «непоющих» детей. Порочным представляется такой стиль ведения урока, когда детей, поющих «нечисто», учитель просит молчать, не проводя при этом с ними никакой индивидуальной работы. Учитель должен знать и использовать развивающие функции уроков музыки: формирование у учащихся умений сравнивать, различать, анализировать и обобщать услышанные образы — прямой путь к проявлению ассоциативного, образного восприятия, ведущего к развитию логического мышления, собственных суждений.

Повседневной воспитательной задачей учителя музыки является донесение до учащихся разнообразной информации, связанной с разными областями искусства. А это требует от учителя сформированной системы эстетических взглядов, прочной мировоззренческой позиции, без чего воспитательная работа неосуществима.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – форми ...

Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем право ...

Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов
Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются глухие дети, мало внимания уделяется роли музыки в коррекционной работе. Несмотря на то, что в настоящее время существует целая система музыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с выходом на кружки, шко ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru