Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Образование и воспитание » Конструктивная деятельность учителя музыки » Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Страница 2

Л.Г. Арчажникова выделяет следующие составляющие профессии учителя музыки. А именно, учитель музыки:

Ведет учебно-воспитательную работу.

Формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей.

Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком значении этого слова.

Профессия учителя музыки требует от избравшего её постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей. Идеалы профессии меняются с развитием общества, зависят от его идеологии и культуры, и вместе с тем основой профессии учителя муз всегда является гуманистическая устремленность и неразрывная связь с музыкальным искусством.

Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко Н.М. выделяют следующие стороны деятельности учителя музыки:

Исследовательская - анализ музыкальных произведений и произведений др. видов искусства , изучения опыта коллег, учащихся, анализ собственной работы, изучение научной и методической литературы, с целью применения её в своей работе.

Проектирование – планирование, распределение учебно-воспитательных задач, решение которых направлено на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, усвоение ими знаний, Формирование навыков и умений, их музыкально творческое развитие.

Конструктивная – построение уроков, внеклассных занятий.

Коммуникативная – установление с учащимися взаимоотношений на основе уважения и доверия, завоевание авторитета учеников.

Организаторская – практическое решение учебно-воспитательных задач.

Таким образом, в умении определить и успешно решить педагогическую задачу и проявляется, прежде всего, профессиональное мастерство. Основываясь на этом положении, можно утверждать, что решение педагогических задач, связанных с музыкально-педагогической деятельностью, требующей постоянного обогащения новыми знаниями и практическими умениями, способствует развитию творческого мышления и познавательного интереса к выполняемой деятельности. В свою очередь, овладение в процессе этой деятельности определенными умениями в единстве с возникшим познавательным интересом является важнейшим средством формирования профессионально-педагогической направленности.

Опираясь на анализ деятельности учителя музыки, попытаемся в обобщенной его модели установить соотношение необходимых ему специальных знаний, умений и навыков. При этом будем опираться на «Программу по музыке для общеобразовательной школы», подготовленную лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского. Эта программа выдвигает комплекс требований к учителю музыки: научить детей слушать музыку, увлечь их, заинтересовать музыкой, вызвать ясное понимание того, что музыка — важная часть самой жизни. В то же время Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что проблема интереса и увлеченности, будучи одной из фундаментальных проблем общей педагогики, приобретает особое значение в области занятий искусством, «где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени»

Осуществляя конструктивную деятельность учителю музыки необходимо формировать как обязательные следующие специальные умения:

определять те трудности, с которыми учащиеся столкнутся при изучении музыкального материала, а также пути и методы их преодоления;

преподносить учебный материал популярно и интересно, с учетом музыкального опыта школьников, их возраста, уровня развитости музыкальных способностей, конкретной обстановки в классе;

использовать элементы различных видов музыкальной деятельности в зависимости от поставленной педагогической задачи и конкретной учебной ситуации.

Специальная подготовка учителя музыки, закончившего музыкально-педагогический факультет, то есть квалифицированного профессионала, предполагает овладение им комплексом специальных знаний по предметам историко-теоретического, инструментального, дирижерско-хорового циклов. Кроме того, подготовка предусматривает знание специальных методик, музыкальной педагогики и психологии, а также эстетики. Особо следует выделить владение учителем методикой музыкального воспитания, ибо сюда включаются как сугубо специальные, так психолого-педагогические знания и умения в аспекте преподавания предмета «Музыка» в школе.

Как показывает опыт работы, повышение квалификации учителя именно по специальным дисциплинам должно стать своеобразной лабораторией, где он сможет постигать секреты педагогического искусства и оттачивать профессиональное мастерство. Здесь не только сознательно применяются им знания из общей педагогики и психологии, но и проверяется их актуальность и мобильность применительно к конкретной музыкальной деятельности. Как известно, музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки в школе складывается из общепедагогической, дирижерской, инструментальной, вокальной, исполнительской, музыковедческой, лекторской, исследовательской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Состояние изучаемого вопроса в современной российской школе
Непредельные углеводороды изучаются путем постоянного сравнения по строению и свойствам с предельными углеводородами. При изучении данного раздела в занятия включается ученический эксперимент. Это осуществляется как на индуктивном, так и дедуктивном пути познания в виде лабораторных опытов или же п ...

Общекультурная компетенция учителя как компонент его педагогической культуры
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных спосо ...

Воспитательно-реабилитационная работа в русской школе интернатного типа
Дореволюционное педагогическое наследие, которое не было в полной мере осмыслено и оценено в советское время, при творческом к нему подходе может оказать неоценимую помощь современному образованию в поиске адекватных условий реабилитации детей, лишенных родителей, семьи и воспитывающихся преимущест ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru