Педагогические традиции Западной Европы

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Педагогические традиции Западной Европы

Страница 5

Гербарт, немецкий философ и педагог, считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге 4 мая 1776. В Йенском университете в 1794 учился у И.Г. Фихте, а в Интерлакене в Швейцарии, где ему довелось служить наставником в 1797–1800, встретил реформатора системы образования И.Г. Песталоцци. С 1805 Гербарт – экстраординарный профессор Гёттингенского университета. В 1808 по рекомендации Александра фон Гумбольдта – натуралиста, путешественника и государственного деятеля – он занял кафедру педагогики и философии в Кёнигсберге (вслед за И. Кантом). В Кёнигсберге Гербарт оставался 24 года, пока не вернулся в 1833 в качестве профессора философии в Гёттинген. Умер Гербарт в Кёнигсберге 14 августа 1841.

Взгляды Гербарта интересны тем, что, разработав теорию идей, иначе говоря, философию в духе Лейбница и Канта (основное ее понятие – «реал» – соединяет идею вещи в себе и идею монады), он затем принялся за разработку теории обучения идеям, т.е. педагогики. Как философия, так и педагогика Гербарта оказали значительное влияние на последующее развитие этих дисциплин. В психологии получило известность предложенное им понятие «массы апперцепции». Влияние Гербарта на систему высшего образования ощущалось в Австрии и в США вплоть до появления работ Д. Дьюи, где оно нашло выражение в подчеркивании значимости литературы и истории во времена, когда главным считалось изучение античных авторов и математики. Согласно методу обучения Гербарта, новые идеи следует преподносить таким образом, чтобы ученик ясно видел их связь с уже известными ему идеями. Известны также 4 ступени обучения по Гербарту: ясность (или презентация), ассоциация, система (или обобщение), метод (или применение). Многочисленные труды мыслителя были опубликованы в 12 томах в 1850. Среди них наиболее известны: Психология как знание, вновь основанное на опыте, метафизике и математике (Psychologie als Wissenschaft, neu gegründet auf Erfahrung, Metaphysik, und Mathematik, 1824–1825); Идея Песталоцци об алфавите восприятия (Pestalozzis Idee eines ABC der Anschauung, 1802); Всеобщая педагогика (Allgemeine Pädagogik, 1806).

Педагогические сочинения «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и др. «Было бы лучше, если педагогика сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы не быть на задворках других наук».

В основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Была предложена система управления: угроза, надзор, запрет и т.д.

Формирование нравственного человека – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели.

Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса.

Им были определены четыре ступени учебного процесса:

1. Введение нового материала

2. Установление связи между новым и уже известным

3. Обобщение и формулирование выводов

4. Практическое применение приобретенных знаний.

Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Осознав понятие, цель и принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины, следует ознакомиться с его структурой. УМК состоит из пяти блоков (нормативный блок, теоретический блок, практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методически ...

Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса
Ведущей антропологической идеей гуманистического воспитания является категория свободы. В исследованиях последнего десятилетия (О.С. Газман) гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального ...

Понятие «человек» и его интерпретация
В. Франкл, задавая себе вопрос: «Что же такое человек?», отвечал на него так: «Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах». Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции «человек». Человек ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru