Стимулом к экспериментальной деятельности Гарднера в области когнитивных проблем было знакомство с исследованиями Жана Пиаже во время работы над проектом Брунера. Изысканные эксперименты Пиаже импонировали склонному к строгой научной логике Гарднеру, хотя он и осознавал, что теория этапов человеческого развития Пиаже является не совсем адекватной: ведь центральной идеей Пиаже было представление о ребенке, как о начинающем ученом-естествоиспытателе. Однако музыкальное образование, полученное Гарднером в детстве, а также его глубокий интерес к другим формам искусства, указывали на то, что ученый не обязательно должен олицетворять высшую форму человеческого познания. Необходимо было дополнить понятие развития вниманием к умениям и способностям художников, писателей, музыкантов, танцоров и других представителей мира искусства. «Мотивированный (нежели разочарованный) необходимостью расширить определение познания, я решил, что способности к искусству не менее когнитивны, чем способности математиков и ученых, как считали мои коллеги, специалисты по психологии развития» Гарднер продолжил свое обучение, будучи серьезно увлеченным проблемами творчества и познания в искусстве, то есть той областью, которой не занимались крупные специалисты факультета психологии Гарвардского университета. Возможность заниматься этой проблематикой появилась в 1967 г., когда философ Нельсон Гудмен инициировал Гарвардский проект Зеро (Harvard Project Zero), предполагавший формирование исследовательской группы по проблемам педагогики искусств. С конца 1960-х гг. и до сегодняшнего дня проект Зеро остается в центре интеллектуальной жизни Гарднера, той областью, где, как он пишет, «развивались мои собственные идеи, и то научное сообщество, где я чувствовал себя наиболее комфортно». С 1971 г., когда Гудмен ушел на заслуженный отдых, проектом стал руководить Гарднер и его давний коллега Дэвид Перкинс. Сама же организация выросла в один из ведущих центров образовательных исследований в США. На протяжении этих лет Гарднер руководил работой многих молодых ученых, благодаря чему организация перешла от изучения познавательных процессов в искусстве к исследованию процессов научения, мышления и творчества в различных сферах деятельности человека, в разные возрастные периоды и в разнообразных образовательных условиях.
В проекте Зеро Гарднер вначале занимался исследованием того, как дети овладевают визуальными искусствами, музыкой и метафорическим языком. Хотя он также исследовал и креативные процессы у взрослых, занимающихся искусством, его особенно интересовало то, как дети осваивают символические системы, используемые в искусстве. Он исследовал эти темы эмпирически, применяя методы Пиаже для изучения развития когнитивных процессов детей, осуществляемых с помощью символических систем искусства. Результаты этих исследований были опубликованы более чем в сорока научных статьях и книжных главах.
Среди тем данных публикаций были проблемы «восприимчивости детей к стилю при рисовании», использование метафорического языка и развитие художественного вкуса.
Для того, чтобы понять, как мозг обрабатывает различные символические системы, проект Зеро в 1969 г. пригласил знаменитого невролога Нормана Гешвинда (Geschwind) поделиться результатами своей работы. Исследования Гешвинда по проблемам использования символов пациентами с поврежденным мозгом оказались «захватывающими»13. Вскоре после встречи с Гешвиндом, Гарднер начал вести эмпирические исследования по нейропсихологии в Бостонской ветеранской больнице (the Boston Veterans' Administration Hospital). За последующие два десятилетия, он опубликовал более шестидесяти статей и книжных глав, посвященных процессам обработки символов, в частности, часто людьми искусства с повреждениями мозга.
Эти два направления эмпирических исследований с неизбежность пересеклись. Как писал сам Гарднер, ежедневная возможность работать с детьми, а также со взрослыми с поврежденным мозгом, заставила меня признать один неоспоримый факт, касающийся человеческой природы: люди обладают широким спектром способностей. То, что индивид показывает хорошие результаты в одном виде деятельности, совсем не позволяет нам предположить, что он будет показывать сходные результаты в других.
К середине 1970-х гг. Гарднер начал разрабатывать теорию человеческого познания. В концепции Гарднера полные возможности человеческого мышления и достижений могли получить убедительное объяснение. В начале 1980-х гг., когда он стал одним из ведущих участников Проекта по изучению человеческого потенциала (the Project on Human Potential), у него появился шанс развить свою концепцию. Этот проект был задуман и поддержан Фондом Бернарда ван Леера для того, чтобы «оценить уровень научных знаний по проблеме человеческого потенциала и его реализации». Вкладом Гарднера в проект стала выдающаяся книга «Границы мышления», в которой он артикулировал свою теорию множественного интеллекта.
Статьи по педагогике:
Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...
Неуспеваемость глазами психолога
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех сл ...
Психология и педагогика подросткового возраста
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся систе ...