Школьные праздники - это организованные совместно с учащимися, учителями, воспитателями и родителями коллективные творческие дела. Программа детского праздника представляет большие возможности для всестороннего развития личности школьника в условиях интересной творческой деятельности, развития познавательной и эмоциональной сферы, творческих способностей, расширения кругозора, развития и коррекции речи. Подготовка и участие в празднике способствуют развитию инициативы, нравственной культуры, социальной адаптации и приобщает школьников к культуре.
В специальной школе подготовка и проведение праздника имеет коррекционно-развивающую направленность. Праздник - это красочное, эмоциональное событие в жизни школьников. При подготовке праздника развиваются интересы, разные умения и практические художественные навыки детей, осуществляется социальная интеграция школьников, так как в творческой деятельности совместно участвуют учащиеся разного возраста, все учителя школы, родители, слышащие братья и сёстры и другие приглашенные.
Праздник - синтез многих видов искусства: поэзии, музыки, изобразительного, театрально-речевого. Использование музыкальных и изобразительных средств, ручного труда формирует речевое общение и поведение, диалоги и игровые действия, развивает творческие способности. Художественно-речевая деятельность помогает детям совершенствовать произношение, выразительность и внятность речи, преодолевать страх и неуверенность, развивать способность чувствовать красоту художественного слова, формировать интерес к литературному чтению.
Л.С. Выготский, С.А. Зыков, А.Н. Леонтьев и другие ученые раскрывают роль деятельности в развитии личности. В основе организации и реализации праздников - два подхода: деятельностный и комплексный. Первый - обеспечивает использование разных видов деятельности, а второй - органичное соединение всех видов деятельности, их взаимовлияние в едином процессе. Деятельный подход определяет направленность воспитательного процесса, его развивающий и коррекционный характер, содержание праздника, а комплексный - подразумевает единство целей, задач, содержания, форм организации и взаимодействия всех участников.
Изучение специальной литературы и школьной практики открывает многообразие видов и тематики праздников:
международные: Рождество, Пасха, Новый год, Международный женский день и др.;
государственные: День защитника Отечества, День Конституции, День знаний, День весны и труда и др.;
традиционные школьные праздники: "Первый звонок", "Последний звонок", "День учителя", "Выпускной бал" и др.;
праздники, появившиеся в последнее время (русские народные праздники): "Масленица", "Зимушка-зима", "Весна идет"; "День рождения Петербурга", "Люблю тебя, Петра творенье." и др.;
тематические литературные, трудовые, игровые (общешкольные или коллективные для учащихся одного возраста - начальные, основные или старшие классы).
Тематические праздники выделяются в специальной школе по условиям организации, цели и задачам проведения: познавательно-развлекательные, спортивные, речевые конференции и др.
Праздники имеют различные организационные условия и формы: детские утренники для учащихся начальных классов; литературно-музыкальные композиции; праздники-викторины; вечера, праздники, посвященные памятным датам, творчеству различных писателей, поэтов, художников, музыкантов, ученых и других выдающихся деятелей (для учащихся средних и старших классов). Игры по станциям; концерты, посвященные памятным датам; конкурсы (стихов, зримой песни; видеоклипы для учащихся различных классов и т.д. В празднике соединяются содержание, методы и формы его проведения и взаимодействия, сотрудничество учащихся и взрослых. Интересной формой организации праздника в специальных школах являются концерты педагогов и родителей для учащихся.
Статьи по педагогике:
Потребность в эмоциональном насыщении
Эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. Эта потребность может удовлетворяться не только положительными, но и отрицательными эмоциями. Отрицательная эмоция - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибе ...
Игровые обучающие ситуации с литературными
персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольник ...
Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова
Преодоление этого нарушения достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями звуко-слоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подгото ...