Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха

Образование и воспитание » Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся » Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха

Страница 4

Для выявления плодотворности воображения школьников анализировалась композиция рисунка при помощи типологии, предложенной К.Д. Кирилловой:

1 тип – «Рассыпчатая» композиция;

2 – «Простой фриз»;

3 – «Двойной фриз»;

4 – «Широкая полоса земли»;

5 – «Центрированное расположение».

При анализе продуктивности воображения учитывались: количественный показатель – число действий композиции, т.е. число графических построений в рисунке ребенка, и качественный показатель – содержание действий композиции, их разнообразие.

Киселевой было отмечено, что высокий количественный показатель продуктивности воображения может сочетаться с низким качественным показателем. В то же время наблюдалось и обратное явление: количественный показатель – на низком уровне, качественный – на высоком. Высокая продуктивность воображения и по количественному, и по качественному показателям отразилась в рисунках следующих школьников с нарушением слуха: 1 класс – 29 %, 2 – 43 %, 3 – 60 %, 4 – 50 %; нормально развивающихся учащихся: 1 класс – 43 %, 2 – 57 %, 3 – 60 %, 4 – 70 %.

В работах некоторых детей, как с нарушением слуха, так и слышащих, наблюдался высокий количественный показатель продуктивности воображения, однако, изображенные объекты отличались шаблонностью, однообразием, отсутствием выразительности. Чаще всего школьники с нарушением слуха изображали ели и однообразные деревья неопределенного вида (шаблон рисования – «дерево вообще»). Причем некоторые ученики изобразили деревья с зеленой кроной, что говорит о наличии определенного сложившегося стереотипа в рисовании, неумении преобразовать представление, соотнести его с темой задания.

В работах 14 % первоклассников, 57 % второклассников, 60 % третьеклассников, 30 % четвероклассников с нарушением слуха присутствовали изображения животных (в рисунках слышащих сверстников соответственно: 1 класс – 43 %, 2 – 43 %, 3 – 30 %, 4 – 70 %). Рисунки 29 % школьников с нарушением слуха и 40 % нормально развивающихся детей содержали элементы сюжета (волк следит за зайцем, девочка лепит снежную бабу и т.п.). В работах 82 % слышащих детей и 65 % учащихся с нарушением слуха присутствовали нестандартные изображения объектов, различные выразительные детали. Учащиеся обеих категорий вносили в свои рисунки изображения снеговиков, людей, домов, празднично украшенных елей и др.

Созданию выразительных образов в работах детей способствует «эмоциональность» воображения. Данный параметр характеризует эмоциональную включенность ребенка в изображаемые события, его эмоционально-оценочное отношение. Эмоциональная насыщенность образов воображения в рисунках проявлялась посредством передачи чувств животных или людей (например, звери «улыбаются»), использования приема одухотворения, явно выраженной экспрессии изображения и др. Учащиеся обеих категорий часто сопровождали процесс рисования эмоциональными высказываниями, дополняли свои работы вопросительными и восклицательными знаками препинания и т.п. Эмоциональность воображения продемонстрировали учащиеся с нарушением слуха (57 % первоклассников, 72 % второклассников, 70 % третьеклассников, 70 % учеников четвертого класса) и нормально развивающиеся школьники (в 1 классе – 86 %, во 2 – 86 %, в 3 – 70%, в 4 – 70 %).

Общий анализ материалов изобразительной деятельности детей позволил Киселевой сделать вывод, что на протяжении школьного обучения наблюдается определенная положительная динамика в развитии воссоздающего воображения младших школьников с нарушением слуха. Тем не менее, исследователь отметила ограниченность чувственного опыта учащихся данной категории, их неумение перестраивать имеющиеся представления, многочисленные трудности в воссоздании соответственно словесному описанию и т.п.

По мнению Киселевой, формированию воссоздающего воображения детей с нарушением слуха будет способствовать специально организованная планомерная работа по формированию его структурных компонентов за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений о мире, расширения содержательного словарного запаса и кругозора; операциональных компонентов посредством развития мышления и речи, способностей к переконструированию элементов опыта. На наш взгляд, большие возможности для осуществления такой работы предоставляют занятия по изобразительной деятельности.

Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников. Особый интерес представляет исследование творческого воображения у глухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает их необходимого объема информации и знания приемов, способов реконструкции имеющихся представлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Мотивационная сфера личности учителя
Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убежден ...

Понятие культуры поведения и её компоненты
Культура ( от лат. сultura - воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии ...

Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного обучения
На базе учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию ДО в качестве формы обучения было проведено анкетирова ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru