Для выявления плодотворности воображения школьников анализировалась композиция рисунка при помощи типологии, предложенной К.Д. Кирилловой:
1 тип – «Рассыпчатая» композиция;
2 – «Простой фриз»;
3 – «Двойной фриз»;
4 – «Широкая полоса земли»;
5 – «Центрированное расположение».
При анализе продуктивности воображения учитывались: количественный показатель – число действий композиции, т.е. число графических построений в рисунке ребенка, и качественный показатель – содержание действий композиции, их разнообразие.
Киселевой было отмечено, что высокий количественный показатель продуктивности воображения может сочетаться с низким качественным показателем. В то же время наблюдалось и обратное явление: количественный показатель – на низком уровне, качественный – на высоком. Высокая продуктивность воображения и по количественному, и по качественному показателям отразилась в рисунках следующих школьников с нарушением слуха: 1 класс – 29 %, 2 – 43 %, 3 – 60 %, 4 – 50 %; нормально развивающихся учащихся: 1 класс – 43 %, 2 – 57 %, 3 – 60 %, 4 – 70 %.
В работах некоторых детей, как с нарушением слуха, так и слышащих, наблюдался высокий количественный показатель продуктивности воображения, однако, изображенные объекты отличались шаблонностью, однообразием, отсутствием выразительности. Чаще всего школьники с нарушением слуха изображали ели и однообразные деревья неопределенного вида (шаблон рисования – «дерево вообще»). Причем некоторые ученики изобразили деревья с зеленой кроной, что говорит о наличии определенного сложившегося стереотипа в рисовании, неумении преобразовать представление, соотнести его с темой задания.
В работах 14 % первоклассников, 57 % второклассников, 60 % третьеклассников, 30 % четвероклассников с нарушением слуха присутствовали изображения животных (в рисунках слышащих сверстников соответственно: 1 класс – 43 %, 2 – 43 %, 3 – 30 %, 4 – 70 %). Рисунки 29 % школьников с нарушением слуха и 40 % нормально развивающихся детей содержали элементы сюжета (волк следит за зайцем, девочка лепит снежную бабу и т.п.). В работах 82 % слышащих детей и 65 % учащихся с нарушением слуха присутствовали нестандартные изображения объектов, различные выразительные детали. Учащиеся обеих категорий вносили в свои рисунки изображения снеговиков, людей, домов, празднично украшенных елей и др.
Созданию выразительных образов в работах детей способствует «эмоциональность» воображения. Данный параметр характеризует эмоциональную включенность ребенка в изображаемые события, его эмоционально-оценочное отношение. Эмоциональная насыщенность образов воображения в рисунках проявлялась посредством передачи чувств животных или людей (например, звери «улыбаются»), использования приема одухотворения, явно выраженной экспрессии изображения и др. Учащиеся обеих категорий часто сопровождали процесс рисования эмоциональными высказываниями, дополняли свои работы вопросительными и восклицательными знаками препинания и т.п. Эмоциональность воображения продемонстрировали учащиеся с нарушением слуха (57 % первоклассников, 72 % второклассников, 70 % третьеклассников, 70 % учеников четвертого класса) и нормально развивающиеся школьники (в 1 классе – 86 %, во 2 – 86 %, в 3 – 70%, в 4 – 70 %).
Общий анализ материалов изобразительной деятельности детей позволил Киселевой сделать вывод, что на протяжении школьного обучения наблюдается определенная положительная динамика в развитии воссоздающего воображения младших школьников с нарушением слуха. Тем не менее, исследователь отметила ограниченность чувственного опыта учащихся данной категории, их неумение перестраивать имеющиеся представления, многочисленные трудности в воссоздании соответственно словесному описанию и т.п.
По мнению Киселевой, формированию воссоздающего воображения детей с нарушением слуха будет способствовать специально организованная планомерная работа по формированию его структурных компонентов за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений о мире, расширения содержательного словарного запаса и кругозора; операциональных компонентов посредством развития мышления и речи, способностей к переконструированию элементов опыта. На наш взгляд, большие возможности для осуществления такой работы предоставляют занятия по изобразительной деятельности.
Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников. Особый интерес представляет исследование творческого воображения у глухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает их необходимого объема информации и знания приемов, способов реконструкции имеющихся представлений.
Статьи по педагогике:
Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного
возраста
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека ...
Игровые обучающие ситуации с литературными
персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольник ...
Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...