Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха

Образование и воспитание » Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся » Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха

Страница 6

У глухих учащихся VIII класса обнаруживается уже большая свобода в оперировании представлениями по сравнению с тем, что имеет место у школьников VI класса. Учащиеся VIII класса, сохраняя основной смысл басни, ее нравоучительный характер, мораль, не только заменяют действующих лиц, но и изменяют фабулу.

Таким образом, глухие учащиеся VI класса обнаружили ряд особенностей, отличающих их от слышащих сверстников (скованность ранее усвоенными представлениями, трудности при замене действующих лиц и особенно ситуации, в которой развертывается событие). Вместе с тем, глухие учащиеся VIII класса, т.е. проучившиеся на два года больше в школе, смогли переименовать героев и переосмыслить ситуацию, проявили способности к творческому воображению.

2. Особенности творческих описаний картин. Правильное, полное, глубокое восприятие картины связано с воображением. Рассматривая картину, каждый непроизвольно «примеряет» содержание к своему опыту. В исследованиях М.М. Нудельмана изучалось соотношение перцептивных и воображаемых компонентов при описании картины. Коротко про ее содержание: К железнодорожной станции приближается пассажирский поезд. Высоко летит самолет. Работает в поле трактор. На дворе собака бежит за курицей. За околицей стадо коров и пастух, который играет на дудке.

Показ картины учащимся сопровождался комментарием: На эту станцию на каникулы к дяде приехал Вова. Рассмотрите картинку и подумайте, что Вова мог там увидеть. Расскажите.

Все составленные рассказы разделили на 2 группы:

в рассказе содержались сведения только о том, что изображено на картине;

в рассказе появились сведения о воображаемой ситуации.

Глухие описывали изображенное, не выходя за рамки содержания картины, использовали глаголы настоящего времени. У слышащих чаще встречалось описание развития событий. В описании глухих редко отражались звуковые явления. Богатейший звуковой мир описывали только слышащие: рокот самолета, стук колес поезда, скрип ворот. Творческое описание картины было более совершенным у глухих восьмиклассников.

Особая форма воображения – мечта. Как и творческое воображение, мечта – это создание образа желаемого. Это значит, что она не дает объективного продукта. От других форм воображения ее отличает существование значительного интервала между образами будущего и моментом их осуществления в жизни. Мечта формируется у человека благодаря осознанию окружающего мира и приобретенного жизненного опыта. В ней отражены потребности и интересы личности. Ряд исследователей подчеркивают характерное для мечты предугадывание будущего, предвидение результатов своей деятельности.

Мечта – проявление индивидуального сознания. В одной преобладают личные проблемы, в другой – социальная направленность. Есть неосущесвимые мечтания.

М.М. Нудельман исследовал мечты глухих с помощью разных методик (беседа, сочинение, индивидуальные и групповые эксперименты). В младших классах эксперимент проводился в форме игры. Ребенку предлагалось представить, что у него в руках волшебная палочка, которая может исполнить три его желания. Что он хочет у нее попросить?

Анализ ответов младших школьников показал, что в большинстве их мечты связаны с приобретением конкретных предметов. Некоторые называли посещение кино, театров. На вопрос «Когда должна осуществиться их мечта?» называли ближайшее время. Все это позволяет сделать вывод, что у младших школьников преобладают мечты о конкретном предмете.

Ученики средних и старших классов писали сочинение на тему «Если бы я был волшебником». У них количество желаний, связанных с подарками, уменьшается, больше становится желаний заниматься спортом, путешествовать. Особо выделим появление у подростков мечты о будущей профессии, счастливой жизни и мире на земле.

В отличие от младших школьников, старшие называют мечты, осуществление которых возможно в далеком будущем. Глухие старшеклассники не признают мечтой то, чего можно легко добиться. У учеников VII класса определена более выразительная дифференциация близкой, отдаленной и далекой мечты. Мечты старшеклассников отличаются реалистичностью. Четверть из них свою мечту развивает последовательно, переходя от одной ступени к другой.

С возрастом содержание мечты меняется (сначала потребительские ценности, затем более серьезного характера). Некоторые мечты подростков можно отнести к общественно значимым. Индивидуальные отличия между школьниками заключаются также в том, что мечты одних носят преимущественно личностный характер, у других имеют общественную направленность. Появление социально значимой мечты свидетельствует о формировании важных положительных качеств личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Педагогические требования к организации физкультурных праздников
Физкультурные праздники в школе организуются в соответствии с программными указаниями, периодичность их проведения два раза в год. В начале года желательно четко спланировать физкультурные праздники, наметить их тематику. Это позволит предусмотреть наиболее целесообразное их сочетание с праздниками ...

Волевые качества у учащихся
Воспитание воли ребенка один из центральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: "Я не умею", "Я не хочу", " ...

Формирование темповой организации высказывания
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются: 1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). – 1этап 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. – 2этап 3. Формирование умения использовать р ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru