Развитие воображения проходит в тесной связи с речью. Благодаря воображению, глухие имеют возможность лучше понять содержание прочитанного и обогатить само воображение.
Благоприятными для такого усовершенствования воображения являются задания на прогнозирование развития событий (завершить рассказ по данному началу, придумать начало событий). Аналогичные задания можно предложить в работе с сюжетной картинкой. Можно давать задания на заполнение пропусков в матрице.
Воображение — это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Об этом свидетельствует уже определение речи, в противоположность языку, как процесса, ориентированного на постоянно меняющуюся ситуацию, а значит, требующую постоянных изменений. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, ее мотивов.
Функция воображения имеет огромную важность для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. Особенности развития воображения в раннем возрасте таковы:
складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;
воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;
воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.
Статьи по педагогике:
Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Широкое распространение понятия "парадигма" в современных научно-педагогических исследованиях и инновационной образовательной практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность исследователей, ис ...
Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки
До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатиру ...
Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. В ...