Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха

Образование и воспитание » Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся » Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха

Страница 3

Изучение особенностей воссоздающего воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности было проведено Киселевой А.В В ее исследование были включены учащиеся с нарушением слуха первых, вторых, третьих, четвертых классов и учащиеся, не имеющие отклонений в развитии, аналогичных классов.

Для определения особенностей воссоздающего воображения детям были предложены два задания. Первое задание предполагало чтение учащимися текста с последующим иллюстрированием. Текст описывал предметы определенных размеров, формы, цвета, пространственного расположения. Цель задания – выявление способности школьников к адекватному воссозданию содержания текста в рисунке. Второе задание предусматривало изображение по представлению на тему «Лес зимой». Цель задания – выявление у детей способности к воссозданию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (растительном и животном мире, природных явлениях и т.п.) с учетом обозначенной тематики.

Анализ продуктов деятельности учащихся в соответствии с выполнением первого задания показал, что школьники с нарушением слуха не в полной мере понимают смысл прочитанного: часто дети вместо названных определенных объектов изображали другие (вместо скамейки рисовали стул, вместо дорожки – огород и т.п.). Большие сложности наблюдались у детей с нарушением слуха в воссоздании пространственных отношений между объектами, обозначенных в тексте предлогами. Такого рода ошибки допустили 71 % первоклассников, 71 % второклассников, 50 % третьеклассников, 80 % учеников четвертого класса. В рисунках учащихся с нарушением слуха имели место и другие особенности: дети вносили в свои работы многое из того, что было в их прошлом опыте, причем это не соответствовало содержанию текста. Такие изображения можно отнести к отражению образов памяти, а не воображения. В работах учащихся проявлялась и шаблонность изображений – стол «вообще», тогда как требовалось нарисовать стол определенной формы. Нами были отмечены ошибки при воссоздании формы предметов в общей сложности у 71 % школьников с нарушением слуха, при передаче цвета объектов – у 15 % детей.

Нормально развивающиеся учащиеся полнее воссоздавали содержание текста, не стремились вносить ненужные подробности в рисунки, допускали меньше ошибок в изображении предметов определенного цвета и формы. В работах слышащих школьников ошибки в пространственном размещении объектов были единичны.

В результате качественного анализа работ Киселевой А.В. [16] были выделены группы детей по отражению содержания текста в рисунках. Первую группу составили учащиеся, которые создали изображения, только частично соответствующие образам текста, и внесли лишние детали, опираясь на представления прошлого опыта. Ко второй группе причислены школьники, воссоздавшие отдельный эпизод либо некоторые звенья текста, при этом в рисунках встречались и ошибочные изображения. В третью группу вошли те учащиеся, которые изобразили все объекты, перечисленные текстом, однако допустили некоторые ошибки в передаче их признаков. Четвертую группу составили дети, безошибочно воссоздавшие полную композицию. В пятую группу вошли школьники, в рисунках которых не только полностью было отражено содержание текста, но и внесены элементы творчества.

Киселева А.В. сделала вывод, что младшие школьники с нарушением слуха по сравнению с нормально развивающимися учащимися испытывают значительные затруднения в адекватном отражении содержания текста в рисунке, и это, несомненно, связано с недостаточным уровнем речевого развития детей со слуховой депривацией, их трудностями в овладении содержательной стороной слова, ограниченностью представлений об окружающей действительности, особенностями в развитии познавательных процессов.

При анализе рисунков на тему «Лес зимой» Киселевой были определены параметры, отражающие состояние воссоздающего воображения детей: целенаправленность, плодотворность, продуктивность воображения и эмоциональная насыщенность его образов.

Показатели целенаправленности воображения – принятие цели, поставленной взрослым, устойчивость принятия темы, выполнение поставленной задачи. Все нормально развивающиеся учащиеся продемонстрировали целенаправленность воображения, за исключением одной первоклассницы. Младшие школьники с нарушением слуха проявили целенаправленность воображения не в полной мере: не смогли раскрыть тему либо подменили ее своей, близкой к предложенной 14 % первоклассников, 14% учеников второго класса, 30 % четвероклассников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Анализ ситуации в системе образования
Обратимся к основным свойствам существующей системы образования и тем проблемам и противоречиям с современными условиями, в которых оно функционирует: · Единая программа для всех обучаемых Противоречит уникальности каждого из нас. У каждого свои склонности, желания, а также видение своего будущего. ...

Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода
В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе - компетентностный подход - как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения ц ...

Сущность отметки и оценки
Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru