Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха

Образование и воспитание » Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся » Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха

Страница 5

1. Творческая реконструкция басни глухими школьниками. В исследовании М.М. Нудельмана выяснялись возможности переработки представлений у глухих школьников VI и VIII классов. Опыты проводились также со слышащими учащимися VI класса.

Во время обычных школьных занятий учащиеся изучали и запоминали наизусть известную басню И.А. Крылова «Ворона и лисица». Через три дня, после проверки прочности усвоения этой басни, ученики должны были передать своими словами содержание указанной басни, но при этом следовало заменить действующих лиц другими по выбору детей. Предполагалось выяснить, в какой мере глухие школьники сумеют реконструировать басню, какие трудности возникнут у них при этом, будут ли выбранные замены героев басни соответствовать замыслу автора, не нарушится ли нравоучительный характер басни, какие изменения будут внесены в ситуацию, где развертывается описываемое в басне событие.

Рассмотрим результаты исследования. Некоторые глухие учащиеся VI класса (10%) совсем не сумели заменить действующих лиц. Эти дети не смогли передать содержание басни своими словами, они воспроизводили ее в точно такой же форме, как она была ими ранее выучена наизусть. Таким образом, у них реконструкция басни полностью отсутствовала.

Другие дети, учащиеся того же класса (20%), указали вначале, какими животными они намерены заменить действующих лиц басни, и пытались это делать, но в ходе изложения басни незаметно для себя возвращались к героям Крылова. Приведём пример. Одна девочка заменила ворону воробьем, а лису — волком.

Большинство глухих учащихся VI класса (70%) выполнили задание экспериментатора, т.е. заменили обоих героев басни (ворону и лису), и в ходе всего пересказа басни говорили о выбранных ими действующих лицах. Здесь можно уже говорить об элементарной форме реконструкции повествования. Важно отметить, что с заданием реконструировать басню путем замены действующих лиц легко справились почти все глухие учащиеся VIII класса (94%) и все без исключения слышащие шестиклассники.

Рассмотрим теперь, каких животных выбирали дети для замены лисы и вороны.

Глухие школьники, как правило, ворону заменяли другой птицей, а лису — млекопитающим. Так, ворона заменялась галкой, воробьем, журавлем, соловьем, попугаем, а лиса — волком, кошкой, собакой, медведем и львом.

Слышащие школьники обнаружили несколько большую свободу при выборе новых персонажей для басни. Большая часть слышащих детей (65%) также заменяла лисицу другими представителями класса млекопитающих (кошка, волк, рысь и др.), а ворону — другими птицами. Вместе с тем в ряде других случаев (35%) дети заменяли ворону кошкой, белкой, мышью и другими млекопитающими, а иногда даже представителями класса рыб, земноводных или пресмыкающихся.

Знакомясь со сказками и баснями до школы, а также в школе, дети узнают о характерных особенностях персонажей. Поэтому слышащие школьники были озабочены тем, чтобы замены действующих лиц полностью соответствовали персонажу басни. Характерно, что если на место вороны они подбирали быстро и легко любую другую птицу, то замену для лисицы они искали медленно, тщательно взвешивая соответствие выбранной замены индивидуальным особенностям лисы.

Глухие школьники при выборе действующих лиц в качестве замен не всегда задумываются над тем, соответствует ли замена персонажу басни, обладает ли она качествами, свойственными вороне и лисице. Они большей частью ограничиваются внешним сходством между выбранными героями и персонажем басни. Это подтверждается высказываниями глухих о мотивах выбора определенных животных. Так, одна девочка заменила ворону галкой, мотивируя это тем, что «галка тоже летает, у нее черные перышки». Лису они заменяли волком или медведем потому, что «Волк живет в лесу и лиса живет в лесу», «У медведя шерсть и у лисы шерсть, теплая шуба».

В изложениях слышащих школьников обращает на себя внимание еще то, что вместе с заменой действующих лиц испытуемые вносят изменения в ситуацию. Когда в качестве персонажей басни ими выбираются домашние животные, дети описывают соответствующую ситуацию. Тогда ель заменяется крышей, лестницей, балконом, забором. Кроме того, слышащие дети, учитывая вкус выбранных ими животных, называют многие другие продукты: мясо, рыбу, колбасу, бутерброд с маслом, сало и т. п. В этих случаях вмесго фразы « .сырный дух ее остановил .» дети говорят: «Запахло мясом», «Почуял рыбу», «Запах колбасы его остановил .» или же «Увидел у нее во рту бутерброд с маслом».

Анализ экспериментального материала обнаружил, что глухие школьники VI класса, заменяя действующих лиц басни, оставляют без изменения ситуацию, в которой развертывается описываемое событие. Они, например, говорят: «На ель попугай взгромоздясь», «Лев сырный дух пленил». Следовательно, глухие школьники, производя замену действующих лиц басни, существенно нового в нее не вносят и по сути дела мало ее реконструируют. Они продолжают оперировать образами хорошо известной им басни Крылова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Сущность и основные понятия дистанционного обучения
Последние 10 лет все более проявляется развитие информационных технологий во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в са ...

Гуманная педагогика в России
Б.М. Теплов (советский психолог) обратившись к детскому возрасту, справедливо заметил: "Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты, и эмоциональное переживание, и работа воображения, и эмоциональное переживание, и "мысленное действование". Это по ...

Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru