Из опыта работы учителей начальной школы по формированию и развитию коммуникативной компетенции

Образование и воспитание » Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе » Из опыта работы учителей начальной школы по формированию и развитию коммуникативной компетенции

Страница 1

Учителя начальных классов для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс используют различные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции.

В предыдущих пунктах нашей работы мы рассмотрели понятия компетентности и коммуникации, этапы и особенности формирования коммуникативной компетенции в начальной школе. В данном пункте мы опишем опыт учителей различных школ по различным предметам, которые используют в своей практике различные методы и формы развития данной компетенции.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются на уроках уже в начальной школе.

Интересен опыт учителя начальных классов Шаркаевой Инны Михайловны . В своей статье "Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников" она называет основную задачу учителя: воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.

Шаркаева считает, что в формировании коммуникативной компетенции особую роль играют специально организованные упражнения, ситуации на уроках литературного чтения, так как наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов.

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать:

игровые приёмы, например, в сказке С. Аксакова "Аленький цветочек", возможно проведение литературно - познавательной игры "Красавица и чудовище", где детям предоставляется возможность показать свои знания по данной сказке и получить подарки;

задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1". Рассказ от первого лица" (рассказать от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не побоявшись чудовища, отправилась в его дворец; повествование от имени предмета: например, от имени "Аленького цветочка");

2. "Комплимент" (сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или чудовищу - несмотря на его страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем);

3. "Сказка в заданном ключе" (введение в название сказки нового объекта, например "Аленький цветочек и злой колдун " и сочинить новую сказку);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru