В своей работе мы акцентируем внимание на понятии "ключевые компетенции": ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, коммуникативные компетенции. Среди перечисленных компетенций наибольший интерес вызывает коммуникативная компетенция. Она является одной из наиболее значимых, так как общение является определяющим фактором развития личности младших школьников и определяет его социокультурную жизнь.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников мы даем понятие "коммуникация", этапы, компоненты. В своей работе способность человека к коммуникации определяем понятием коммуникативности; описываем сущность понятия "коммуникативная компетенция", раскрываем ее составляющие и структуру, которая включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, умение и навыки использовать средства языка в устной речи, практическое овладение диалогической и монологической речью, овладение культурой устной и письменной речи, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, владение навыками работы в группе и коллективе, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др. Также в нашей работе мы предлагаем разработку структурно-функциональной модели формирования коммуникативной компетенции, которая представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, содержательным, организационным и результативным блоками.
Обобщая опыт работы отдельных учителей начальной школы, следует отметить, что в формировании коммуникативной компетенции необходимо организовывать обучение, чтобы по основным своим чертам оно было подобно процессу общения. Для этого требуется продумать специально организованные упражнения, ситуации на уроках, разнообразные методы и приемы работы, что может способствовать эффективности учебного процесса в начальной школе.
Таким образом, мы еще раз убеждаемся в актуальности темы нашей курсовой работы. Основная цель, на наш взгляд, достигнута: определены особенности формирования и развития коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста.
Проведенное нами исследование не претендует на полное и всестороннее рассмотрение такой сложной и многогранной проблемы. За рамками работы остались отдельные недостаточно изученные направления, которые могут быть исследованы в дальнейшем.
Статьи по педагогике:
Педагогические возможности семьи
Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практические рекомендации по работе с семьей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. В ра ...
Шестилетний ребенок
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в т ...
Второе золотое сечение
Болгарский журнал "Отечество" (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша "О втором золотом сечении", которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение: 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций из ...