Методика организации школьного театра

Страница 1

Методика школьного театра имеет свои предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество, играющего (воспитанника), педагога – режиссера.

Организация работы над спектаклем - это сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра.

Режиссерско-педагогический замысел – это нравственный, эстетический, педагогический образ, возникающий при условии отчетливого понимания воспитательно-образовательной цели, оценки ситуации в коллективе, целостного осмысления ожидаемого результата. Замысел представляет собой еще не совсем ясный пространственно-временной континуум будущего спектакля с его собственными цветовыми, звуковыми акцентами, сюжетной интригой, динамикой мизансцен, представлением о тех, кто будет воплощать его. Собственно процесс, о методике (технологии) которого идет речь, является развертыванием, уточнением, коррекцией, обогащением и реализацией замысла.

Замысел предполагает определенный драматургический материал: пьесу, отрывок, отдельные сцены; он может ориентироваться на композицию (музыкально-поэтическую, художественно-документальную, публицистическую); это могут быть сцены из той или иной исторической эпохи; инсценировки сказок, басен, загадок; нравоучительные истории из жизни и др. Сюжетная сторона замысла определяется первоначальной идеей и сопряжена с интересами подростков. Замысел школьного спектакля обладает собственной природой и спецификой. Он не является упрощением или адаптацией профессионального спектакля, но требует собственных философских и художественно-эстетических оснований, соотнесенных с педагогической целью.

Арсенал возможностей и средств школьного театра отличен от профессионального тем, что в его составе отсутствует важный компонент - мастерство профессионального актера. В арсенале педагога-режиссёра школьного спектакля место профессионального актерского мастерства и техники занимает творческая, художественная природа подростка. Режиссерские средства в этом случае из факторов, формообразующих произведение искусства (спектакль), превращаются в факторы, формирующие личность подростка, то есть в факторы педагогические. Именно поэтому мы и говорим не столько о режиссерском, сколько о режиссерско-педагогическом замысле. В этом контексте все режиссерские средства, не теряя никоим образом своей сложности и художественной природы, начинают говорить на другом языке - на языке педагогическом воспитывающим, формирующим личность.

Режиссерский замысел должен стать так же, как и другие элементы театральной системы, предметом игры, сферой игры и действия, средой, в которой эти игра и действие разворачиваются. Если замысел ярок, интересен, талантлив, то и сама эта среда игры становиться интересной, привлекательной и воспитывающей. Ее цель состоит в том, чтобы возникла иллюзия коллективного авторства: воспитанники должны быть убеждены, что они сами все это придумали.

Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Ход работы зависит от того, имеем ли мы дело с готовым авторским текстом (пьеса, прозаический или поэтический отрывок и т. п.), или сюжетом который предстоит театрализовать.

Отправной точкой работы коллектива является сценарий, драматургическая основа которого включает в себя конкретный жизненный материал в синтезе с художественными текстами искусства: поэзии, музыке, танцам, пантомимы. На этой основе формируются эпизоды, которые в свою очередь, становятся частями композиции. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, однако каждая из них имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение, идущее от иллюзии реальности действия, построенного по драматургическим законам. Сценарий как особый жанр театрализованного действия содержит основной конфликт, определяющий содержание художественного образа, создаваемого режиссером и актером. Синтез документального и художественного элементов может совершиться в органическом развитии коллективной мысли. В том случае, когда сценарий предстоит сочинить и имеется лишь его предлагаемый набросок в педагогическом замысле, задача существенно осложняется: текст еще только предстоит получить. Основная сложность заключается в том, чтобы разбудить фантазию, воображение, творческую активность подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Последовательность стадий планирования учебного процесса
Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т ...

Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...

Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения
Педагогические взгляды суфиев. В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления исторической правды, нравственных традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru