Методика организации школьного театра

Страница 1

Методика школьного театра имеет свои предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество, играющего (воспитанника), педагога – режиссера.

Организация работы над спектаклем - это сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра.

Режиссерско-педагогический замысел – это нравственный, эстетический, педагогический образ, возникающий при условии отчетливого понимания воспитательно-образовательной цели, оценки ситуации в коллективе, целостного осмысления ожидаемого результата. Замысел представляет собой еще не совсем ясный пространственно-временной континуум будущего спектакля с его собственными цветовыми, звуковыми акцентами, сюжетной интригой, динамикой мизансцен, представлением о тех, кто будет воплощать его. Собственно процесс, о методике (технологии) которого идет речь, является развертыванием, уточнением, коррекцией, обогащением и реализацией замысла.

Замысел предполагает определенный драматургический материал: пьесу, отрывок, отдельные сцены; он может ориентироваться на композицию (музыкально-поэтическую, художественно-документальную, публицистическую); это могут быть сцены из той или иной исторической эпохи; инсценировки сказок, басен, загадок; нравоучительные истории из жизни и др. Сюжетная сторона замысла определяется первоначальной идеей и сопряжена с интересами подростков. Замысел школьного спектакля обладает собственной природой и спецификой. Он не является упрощением или адаптацией профессионального спектакля, но требует собственных философских и художественно-эстетических оснований, соотнесенных с педагогической целью.

Арсенал возможностей и средств школьного театра отличен от профессионального тем, что в его составе отсутствует важный компонент - мастерство профессионального актера. В арсенале педагога-режиссёра школьного спектакля место профессионального актерского мастерства и техники занимает творческая, художественная природа подростка. Режиссерские средства в этом случае из факторов, формообразующих произведение искусства (спектакль), превращаются в факторы, формирующие личность подростка, то есть в факторы педагогические. Именно поэтому мы и говорим не столько о режиссерском, сколько о режиссерско-педагогическом замысле. В этом контексте все режиссерские средства, не теряя никоим образом своей сложности и художественной природы, начинают говорить на другом языке - на языке педагогическом воспитывающим, формирующим личность.

Режиссерский замысел должен стать так же, как и другие элементы театральной системы, предметом игры, сферой игры и действия, средой, в которой эти игра и действие разворачиваются. Если замысел ярок, интересен, талантлив, то и сама эта среда игры становиться интересной, привлекательной и воспитывающей. Ее цель состоит в том, чтобы возникла иллюзия коллективного авторства: воспитанники должны быть убеждены, что они сами все это придумали.

Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Ход работы зависит от того, имеем ли мы дело с готовым авторским текстом (пьеса, прозаический или поэтический отрывок и т. п.), или сюжетом который предстоит театрализовать.

Отправной точкой работы коллектива является сценарий, драматургическая основа которого включает в себя конкретный жизненный материал в синтезе с художественными текстами искусства: поэзии, музыке, танцам, пантомимы. На этой основе формируются эпизоды, которые в свою очередь, становятся частями композиции. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, однако каждая из них имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение, идущее от иллюзии реальности действия, построенного по драматургическим законам. Сценарий как особый жанр театрализованного действия содержит основной конфликт, определяющий содержание художественного образа, создаваемого режиссером и актером. Синтез документального и художественного элементов может совершиться в органическом развитии коллективной мысли. В том случае, когда сценарий предстоит сочинить и имеется лишь его предлагаемый набросок в педагогическом замысле, задача существенно осложняется: текст еще только предстоит получить. Основная сложность заключается в том, чтобы разбудить фантазию, воображение, творческую активность подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе
Дадим определение онтогенезу. Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В данном случае под онтогенезом понимается формирование основных структур психики ребенка дошкольного возраста в течение его детства. Язы ...

История развития педагогической антропологии
Педагогическая антропология как определенная научная область стала формироваться в XIX в., что оказалось возможным благодаря обширному наследию философии, которая практически с Античности разрабатывала вопросы сущности человека и его воспитания. Мыслители древности и Средневековья (Конфуций, Сократ ...

Роль самооценки в профессиональном самоопределении
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. Само слово «са ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru