Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России

Страница 3

Интеграция рабочих профессий - социально-педагогическая категория, обозначающая процесс и результат новообразования целостности группы профессий, которая обладает системными качествами межотраслевого, отраслевого и внутриотраслевого взаимодействия, конвергенции и дивергенции профессий, а также механизмами взаимосвязи и изменения трудовых функций рабочего, содержания и структуры профессиональной подготовки, обусловленных обратной связью образуемых системных средств и качеств профессиональной деятельности.

В основу интеграции профессиональной подготовки положены четыре характеристики общности: социально-экономическая, научно-техническая, дидактическая и психофизиологическая. Социально-экономическую общность характеризуют качества личности, степень автоматизации и механизации труда, отраслевая и межотраслевая принадлежность профессии; научно-техническую - принципы действия машин и механизмов, сходство технических объектов, закономерности технологических процессов; дидактическую - объем и содержание общеобразовательных, специальных предметов и производственного обучения, содержание учебников, учебных и методических пособий, соответствие формам, методам, средствам обучения; психофизиологическую - качества личности, необходимые для успешного выполнения деятельности, условия приема, переработки и принятия информации и решений, параметры умственной и исполнительно-двигательной деятельности, физиологические данные организма, основные медицинские противопоказания.

Группировка рабочих профессий и определение квалификационной структуры осуществляются на четырех уровнях обобщения: общепроизводственном, общеотраслевом, общепрофессиональном и частнопрофессиональном. Первый из них предусматривает подготовку межотраслевого значения по сквозным профессиям на основе реально существующей межотраслевой интеграции в науке, технике и на производстве. На втором (общеотраслевом) уровне готовят рабочих по профессиям широкого профиля, общим для всей отрасли. Третий (общепрофессиональный) уровень обеспечивает подготовку рабочих по профессиям широкого профиля и смежным профессиям отдельных производств внутри отрасли. На четвертом (частнопрофессиональном) уровне подготавливаются рабочие по группам профессий и отдельным профессиям узкого профиля.

Межотраслевая и отраслевая интеграция производства усиливают И. р. п., что объективно требует расширения профиля подготовки молодых рабочих. Узкопрофильная специализация не удовлетворяет требования научно-технического прогресса с точки зрения эксплуатации техники и технологии производства, его организации. Формирование принципиально новой профессионально-квалификационной структуры рабочих возможно на основе интеграции узкопрофильных профессий в новые укрупненные группы. Это позволит удовлетворить потребности производства, решить комплекс насущных проблем экономического, социального и педагогического значения.

В настоящее время выделены следующие направления в И. р. п.:

совмещение профессий наукоемких производств и сферы услуг при подготовке конкурентоспособных рабочих, служащих и специалистов по новым видам деятельности, требующим знания менеджмента, маркетинга и основ малого бизнеса;

расширение видов деятельности за счет совмещения функций рабочих основных профессий и специальностей, входящих в единый технологический цикл (например, "маляр-штукатур-плиточник");

переход на более высокую ступень деятельности в связи с совершенствованием используемого оборудования (например, станочник становится операторов станков с ЧПУ).

Интеграция учебных заведений - процесс упорядочения, согласования и объединения (поглощения, слияния, объединения, сближения) отдельных структур и функций системы в целостный организм, в том числе и другого качества.

Она может осуществляться на основе административного принуждения, экономической выгоды или сходства интересов, целей и ценностей индивидов, групп, классов, организаций, государств.

Существует большое разнообразие форм интеграции - от политической, военной до экономической. Последняя форма связана с экономическими интересами нескольких производителей товаров или услуг, в том числе образовательных, в их сближении или объединении для повышения конкурентоспособности, естественного стремления к полной или частичной монополизации отдельных секторов рынков товаров или услуг и для сокращения издержек на их производство.

Экономическая интеграция в образовании может быть связана с объединением отсталых нерентабельных учебных заведений, воспроизводящих безработицу среди своих выпускников, с учебными заведениями, удовлетворяющими рыночный спрос на образовательные услуги, что обеспечивает снижение безработицы среди молодежи и взрослого населения (оценка целесообразности интеграции по конечному результату деятельности). Такая интеграция, как правило, дает и другие эффекты: повышение качества обучения, рост внебюджетных доходов и спроса потребителей на образовательные услуги, повышение эффективности использования кадрового и материального потенциала интегрируемых учебных заведений, их расширенное воспроизводство за счет реновации внебюджетных доходов в основные фонды, оплату расходов на повышение квалификации и переквалификацию инженерно-педагогических кадров, доплаты за участие в коммерческой деятельности и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием. Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими пр ...

Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...

Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru