Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России

Страница 1

Реализация интегрированного подхода к обучению детей с отклонениями в развитии рассматривается нами в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования. При этом интеграция в образовательном процессе не является самоцелью, это одном из важных направлений подготовки детей с отклонениями в развитии к будущей самостоятельной жизни и интеграции в обществе.

Во всем мире наиболее спорным вопросом является интеграция детей с нарушениями слуха. Так, крайняя точка зрения выражена в резолюции Конгресса Всемирной федерации глухих (1988): "Интегрированное обучение является пригодным для всех категорий детей с особыми нуждами, кроме глухих.

Большинство стран, придерживающихся идей интегрированного обучения части детей, реализуют их через обучение в специальных классах и в обычных классах при поддерживающем обучении.

Большое внимание вопросам интегрированного обучения было уделено на последнем Конгрессе по образованию глухих (Израиль, июль 1995 г.) Через 7 лет после резко отрицательной резолюции Всемирной федерации глухих на Конгрессе, в ходе работы специальной секции было заслушано около 20 докладов по проблеме интегрированного обучения специалистов из США, Канады, Австралии, Израиля, Турции, Греции, Великобритании, Кипра, Венгрии. В докладах отмечались позитивные и негативные факторы совместного обучения детей с нарушенным слухом и слышащих.

Главный плюс интеграция детей с недостатками слуха - полноценная речевая среда, что ведет к лучшему, чем в специальной школе, речевому развитию. Этот факт отмечался практически во всех докладах, посвященных данной проблеме.

Второй плюс - ребенок посещает местную обычную школу и не отрывается от семьи. Роль семьи в воспитании детей за рубежом весьма существенна и выше, чем значение, которое придается семье в вопросах воспитания и обучения в России.

Третий плюс - в результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении и к труду совместного со слышащими.

Остро обсуждались вопросы организации коррекционной помощи детям с нарушенным слухом, обучающимся в массовых учреждениях: далеко не все интегрированные дети постоянно получают необходимую им психолого-педагогическую поддержку.

В ходе проведения научных исследований были выявлены основные условия, способствующие эффективной интеграции детей с особыми нуждами:

1. Раннее выявление нарушений слуха (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, так как только в этом случае возможно достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка, в том числе такого уровня его развития, который позволяет обучаться в массовом учреждении.

2. Обоснованный отбор детей разного возраста с нарушенным слухом, которым может быть рекомендовано интегрированное воспитание и обучение с учетом:

высокого уровня психофизического и слухоречевого развития, соответствующего возрасту или близкого к нему;

возможностей овладения цензовой программой в сроки, предусмотренные массовой школой;

личностных особенностей ребенка, его коммуникабельности, незакомплексованности;

желания родителей, чтобы их ребенок воспитывался вместе со слышащими, их возможности активно участвовать в его обучении;

возможностей оказания эффективной коррекционной помощи.

3. Создание вариативных моделей интегрированного обучения в зависимости от возраста детей, уровня их психофизического и слухоречевого развития, местожительства:

специальные группы и классы в массовых детских садах и школах, в которых проводится целенаправленная работа по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников с учетом возможностей каждого конкретного ребенка; комбинированная интеграция - ребенок на равных обучается в классе (группе) слышащих детей, получая адекватную интеграции коррекционную помощь учителя-дефектолога специального класса (группы);

частичная - отдельные неслышащие дети проводят часть дня, например, вторую его воловину, в обычных группах (классах);

временная - все глухие и слабослышащие дети специальных групп или классов и слышащие дети массовых групп и классов объединяются для проведения различных мероприятий, на прогулках, праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях;

полная интеграция детей с нарушениями слуха, которые по уровню психофизического и слухоречевого развития соответствуют возрасту и подготовлены к совместному со слышащими детьми обучению; они по 1-2 человека вливаются в обычные группы детского сада и классы школы с обязательным получением систематической адекватной коррекционной помощи по месту обучения;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Дошкольная педагогика Франции
Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создал ...

Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «отн ...

В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru