Реализация интегрированного подхода к обучению детей с отклонениями в развитии рассматривается нами в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования. При этом интеграция в образовательном процессе не является самоцелью, это одном из важных направлений подготовки детей с отклонениями в развитии к будущей самостоятельной жизни и интеграции в обществе.
Во всем мире наиболее спорным вопросом является интеграция детей с нарушениями слуха. Так, крайняя точка зрения выражена в резолюции Конгресса Всемирной федерации глухих (1988): "Интегрированное обучение является пригодным для всех категорий детей с особыми нуждами, кроме глухих.
Большинство стран, придерживающихся идей интегрированного обучения части детей, реализуют их через обучение в специальных классах и в обычных классах при поддерживающем обучении.
Большое внимание вопросам интегрированного обучения было уделено на последнем Конгрессе по образованию глухих (Израиль, июль 1995 г.) Через 7 лет после резко отрицательной резолюции Всемирной федерации глухих на Конгрессе, в ходе работы специальной секции было заслушано около 20 докладов по проблеме интегрированного обучения специалистов из США, Канады, Австралии, Израиля, Турции, Греции, Великобритании, Кипра, Венгрии. В докладах отмечались позитивные и негативные факторы совместного обучения детей с нарушенным слухом и слышащих.
Главный плюс интеграция детей с недостатками слуха - полноценная речевая среда, что ведет к лучшему, чем в специальной школе, речевому развитию. Этот факт отмечался практически во всех докладах, посвященных данной проблеме.
Второй плюс - ребенок посещает местную обычную школу и не отрывается от семьи. Роль семьи в воспитании детей за рубежом весьма существенна и выше, чем значение, которое придается семье в вопросах воспитания и обучения в России.
Третий плюс - в результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении и к труду совместного со слышащими.
Остро обсуждались вопросы организации коррекционной помощи детям с нарушенным слухом, обучающимся в массовых учреждениях: далеко не все интегрированные дети постоянно получают необходимую им психолого-педагогическую поддержку.
В ходе проведения научных исследований были выявлены основные условия, способствующие эффективной интеграции детей с особыми нуждами:
1. Раннее выявление нарушений слуха (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, так как только в этом случае возможно достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка, в том числе такого уровня его развития, который позволяет обучаться в массовом учреждении.
2. Обоснованный отбор детей разного возраста с нарушенным слухом, которым может быть рекомендовано интегрированное воспитание и обучение с учетом:
высокого уровня психофизического и слухоречевого развития, соответствующего возрасту или близкого к нему;
возможностей овладения цензовой программой в сроки, предусмотренные массовой школой;
личностных особенностей ребенка, его коммуникабельности, незакомплексованности;
желания родителей, чтобы их ребенок воспитывался вместе со слышащими, их возможности активно участвовать в его обучении;
возможностей оказания эффективной коррекционной помощи.
3. Создание вариативных моделей интегрированного обучения в зависимости от возраста детей, уровня их психофизического и слухоречевого развития, местожительства:
специальные группы и классы в массовых детских садах и школах, в которых проводится целенаправленная работа по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников с учетом возможностей каждого конкретного ребенка; комбинированная интеграция - ребенок на равных обучается в классе (группе) слышащих детей, получая адекватную интеграции коррекционную помощь учителя-дефектолога специального класса (группы);
частичная - отдельные неслышащие дети проводят часть дня, например, вторую его воловину, в обычных группах (классах);
временная - все глухие и слабослышащие дети специальных групп или классов и слышащие дети массовых групп и классов объединяются для проведения различных мероприятий, на прогулках, праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях;
полная интеграция детей с нарушениями слуха, которые по уровню психофизического и слухоречевого развития соответствуют возрасту и подготовлены к совместному со слышащими детьми обучению; они по 1-2 человека вливаются в обычные группы детского сада и классы школы с обязательным получением систематической адекватной коррекционной помощи по месту обучения;
Статьи по педагогике:
Анализ методической литературы
В методических пособиях, программах, изучение раздела «культура Средневековой Европы» проводится в контексте изучения культур других стран. Культура Запада рассматривается в составе Византийской культуры, культуры древней Руси, средневековой культуры Восточных стран. В некоторых программах, изучени ...
Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе
Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий - "информация" и "автоматика". Поэтому в начале информатику связывали, в основном, ...
Арифметическая задача. Виды арифметических задач
В окружающей нас жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними,— это задачи. Рассмотрим простую задачу на движение. Легковая машина была в пути 4 ч и шла со скоростью 56 км в час. Какое расстояние прошла машина? К ...