Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Страница 2

Народное творчество – фольклор (англ. «folklore» – «народная мудрость»). Это – устно-поэтическое творчество, которое выражается в словесных, музыкальных, игровых, драматических видах народного творчества. Народная художественная культура (включая изобразительное и декоративно-прикладное искусства) – это социально обусловленная и исторически развивающаяся художественная деятельность народных масс, для которой характерны взаимосвязанные специфические признаки. В их числе коллективность творческого процесса, традиционность, устная передача от поколения к поколению, вариативность, связь с трудом, бытом и обычаями. И хотя его нельзя отнести к профессиональному искусству, тем не менее оно имеет свое самостоятельное место в истории искусства.

Фольклор самобытен, собственно народен (национален) и вместе с тем общечеловечен (сходен по социально-эстетическим идеалам и идейному содержанию). Он зародился в глубокой древности из элементов трудовых песен, заговоров и заклинаний – на утилитарной основе. Постепенно их утилитарные качества уступили место художественным. Рождается календарный фольклор – обрядовая календарная и эпос, пословицы, загадки, песни с мифологизацией природы и общества. В мифологии образы: Фаришта-Ангел-покровитель; Дев-мифологическое существо огромных размеров; Ажина-образ женщины сатаны; Шайтан-сатана с рогами и копытами; Домовой – покровитель дома; Леший – лесной дед, Водяной – морской царь, Русалка – хвостатая женщина; Оборотень – волк – человек. Любимые герои – животные и птицы: лев, волк, ворона, сова, кукушка, соловей, петух и др.

Социально-исторические условия влияют на развитие фольклора – теряется его мифологичность, преобладает религиозность, классовая тематика, социальные проблемы. Появляются традиционные сюжеты – емкие, неповторимые картины реальной жизни, характеры, положительные и отрицательные. Наблюдается идейное освещение изображенной действительности, используются сюжеты, мотивы, связанные с реальной исторической действительностью – все отражается через призму художественного вымысла к устному народное творчеству относящих ко всем родам и жанрам.

– эпос – мифы, былины, баллады, предания, легенды, былички, песни о памятных событиях, истории о героях, патриотически-пафосные легенды;

– поговорки, пословицы, загадки – на все случаи жизни;

– сказки – бытовые, реальные и волшебные;

– народно-песенная лирика: песни обрядовые, лирические, любовные; посвященные историческим фактам;

– игры: хороводные (песни, танцы и движения – подражательные);

– драмы – балаганные представления, в том числе с куклами, и др.

Специфика фольклора, заключается в том, что он является собой художественное творчество народа – нации, коллективное искусство слова, творимого по своеобразным законам устной передачи от поколения к поколению отдельного народа. Со временем изменяется, дополняется, соединяется, связан с преемственностью, традиционностью, заимствованием, с коллективным творчеством. Под влиянием истории, времени, фольклорных традиций, фольклор наполняется вариантными и версионными произведениями.

Фольклор всех народов национально своеобразен, но и типологически един (например, по историческому характеру, теме, сюжету, героям, идейно-образному содержанию, композиции, стилю). Однако национально-историческая специфика сохраняется, и в этом и есть свой традиционный фонд образности и стилевых приемов фольклора.

Народное искусство – один из элементов народной культуры, составная часть традиционной материальной культуры, обусловливающая ее эстетическую ценность (еще и как вид занятия, как явление, связанное со всем комплексом материальной и духовной культуры; как часть повседневной художественной культуры народа, т.е. реальное бытование в жилище, одежде, утвари, обрядах, предметах народного творчества). Из основных компонентов народной культуры особенно выделяются виды фольклора: сказки и песенно-музыкальное искусство, народные промыслы, обычаи, традиции. В настоящее время: устно-поэтическое творчество; словесные, музыкальные, игровые, драматические и хореографические виды народного творчества; народная художественная культура в целом (включая изобразительное и декоративно-прикладное искусство).

В узбекской народной педагогике много сходного и общего, объединяющего с народной педагогикой других наций, в то же время свое, специфическое, отражающее культуру данного народа. Наиболее древние узбекские литературные произведения – свыше 200 эпических поэм, множество легенд, эпических песен, исполняемых народными поэтами – бахши. Герои фольклора борются с враждебными силами – злыми духами, драконами и т.п., устанавливая справедливость.

Воспитательные возможности народной культуры. С развитием народной культуры расширяется ее духовная часть – фольклор, искусство – и это особенно положительно влияет и на воспитание подрастающего поколения. С появлением письменности производится запись в книги, в том числе, по обучению детей. Одновременно развивалась устная народная культуры и художественные промыслы (различные виды фольклора, в том числе, для детей – загадки, потешки, небылицы, волшебные сказки, былины, песни, детские хороводы; промыслы – самаркандская и бухарская роспись, нуратинское вышивание сюзане, шитье золотом и жемчугом в Бухаре и Коканде и т.д.; выразительные предметы быта; ювелирные изделия и мн. др.; даже своеобразная архитектура).

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
Цель практической части исследования заключается в доказательстве прикладной гипотезы: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их со ...

Методика проведения заключительного инструктажа
Разработать содержание и методику проведения заключительного инструктажа также подробно, как вводного, самостоятельной работы учащихся и текущего инструктажа мастера, конечно, невозможно, так как это в значительной степени определяется ходом занятия. Но основное в проведении заключительного инструк ...

Принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины
В основу методики создания учебно-методических комплексов дисциплины положены следующие принципы: 1. Принцип целостности — УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы. 2. Принцип детерминирования и обеспечения учебной деятельности учащихся — УМК определяет целевую программу действ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru