В эпосе «Алпамыш» огромное значение уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения, силе его эстетического воздействия. Емкие, неповторимые картины реальной жизни, характеры, положительные и отрицательные, освещены красочно и неповторимо. В нем очень красочно повествуются картины быта, различные культовые и праздничные обряды. Например, о том, что у Бойбури и Бойсары долго не было детей и когда они родились, то, якобы, цремонию их помолвки выполняли божественные силы: «Тогда пир (покровитель) Шахимардана посвятил Ойбарчин Хакимбеку, провел церемонию бешиккерти (народный свадебный обряд) и сказав: «Пусть эти двое будут мужем и женой, и никто не будет равен Хакимбеку, аминь», благословил их. Пир ушел. А собравшиеся сказали: «Бог даровал баям (милость), заполучили благословение Пира». Несколько иная версия этого эпизода записана в изложении Кора бахши Умарова: «Хужаи Хизр, проводивший обряд разрывания подола сын сыну Бойбури дал ему имя Хакимбек, а дочери Бойсары – Барчиной. Ударил Хакимбека по спине, да так, что остались следы от пальцев. Взял двух младенцев, посадил себе на колени и обвязал одним поясом. Соединил подол одежды Хакимбека и Барчиной и слегка разорвал, что означало их помолвку. Затем благословил».
Обзор научной литературы показывает: исследования педагогических возможностей идейно – художественной ткани дастана «Алпамыш» привлекали пристальное внимание многих исследователей. Однако проблема определения места и роли крупнейшего образца народного творчества – эпоса «Алпамыш» в духовно – нравственном воспитании молодежи ждут определенных исследований.
Воспитательные возможности идейно – художественной ткани дастана «Алпамыш» неимоверно огромны.
Другое популярное произведение из цикла «Гуруглы» – поэма о преображающей силе любви Равшан-Хон, много раз впоследствии перерабатывалась народными поэтами. Популярными остаются сатирические новеллы Насриддин Афанди, в которых высмеиваются чванливые, лживые чиновники. В устном народном творчестве фигурируют люди разных национальностей – китаец, иранец, туркмен, негр и др., женские образы лишены сентиментальности (Фархад и Ширин, Кундуз-Юлдуз).
Большое значение роли устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения, силе его эстетического воздействия, придавали ученые восточного средневековья: Ахмад Югнаки, Юсуф Хос Ходжиб, Махмуд Кашгари, Кайковус, Ибн Сино, Саади, Абдурахман Джами, Алишер Навои и др. Позднее Хамза Хакимзоде Ниязи, Абдулла Авлони и другие просветители конца XIX – начала XX вв. в своих дидактических трудах часто обращали свои взгляды на вопросы обучения и воспитания примерами из образцов народного творчества.
Народная педагогика в Средней Азии. Народная педагогика Средней Азии представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона.
Каждая народная педагогика – «собственность» нации, конкретного народа. Она индивидуальна, отличается от других. Она – в «своих» сказках, песнях, играх, праздниках, обычаях, традициях и т.д. Когда возникла народная культура, а с нею – народная педагогика? – С появлением человечества на земле, для того, чтобы существовал и развивался человек. Сначала – это пример с требованием его повторения, затем – его усовершенствование и развитие, передача этого опыта из поколения в поколение, с потребностью украсить быт, орудия труда, одежду, жилище (к чему толкала красота природы, человека). С этим появляются первые нравственные отношения, эстетические представления, художественные умения. Создаются религиозные культы – все это характеризует первый период развития народной культуры, народной педагогики. Позднее особенно выделяются материальные и духовные компоненты народной культуры – орудия труда и его результаты; предания, мифология, сказки и т.д. (в устном, затем в письменном виде, в том числе, в различных условных знаках). Наконец, выделяется специальный компонент – воспитательный (нормы, правила методического характера). Для чего выделяются специальные люди – учителя.
На народную педагогику Средней Азии определенное влияние оказали достижения народной педагогики стран, с которыми с давних времен Средняя Азия поддерживала тесные торгово-экономические и культурные связи. Генетическая общность, сходные условия общественно-политической и социальной жизни, совместная жизнь на одной территории или в близком соседстве, взаимные связи в различных областях, совместная борьба против угнетателей и иноземных завоевателей порождали в материальной и духовной культуре разных наций и народностей много сходных, общих черт. Что касается народов Средней Азии, то они всегда поддерживали между собой всесторонние оживленные связи. Историко-этнографические и археологические изыскания дали убедительные доказательства того, что взаимовлияние и взаимопроникновение этнических и культурных элементов здесь достигало большой силы.
Свое отношение к роли воспитания народ выразил в пословице: «Дитя – драгоценность, но большая драгоценность – его воспитание».
Статьи по педагогике:
Общая характеристика методов обучения и их сравнительный анализ
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучении. Эта схема (1) наглядно демонстрирует классификацию методов обучения: Схема1: Классификация методо ...
Информационные технологии дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определе ...
Формирование звуко-слоговой структуры слова в
онтогенезе
Дадим определение онтогенезу. Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В данном случае под онтогенезом понимается формирование основных структур психики ребенка дошкольного возраста в течение его детства. Язы ...