Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Страница 4

В эпосе «Алпамыш» огромное значение уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения, силе его эстетического воздействия. Емкие, неповторимые картины реальной жизни, характеры, положительные и отрицательные, освещены красочно и неповторимо. В нем очень красочно повествуются картины быта, различные культовые и праздничные обряды. Например, о том, что у Бойбури и Бойсары долго не было детей и когда они родились, то, якобы, цремонию их помолвки выполняли божественные силы: «Тогда пир (покровитель) Шахимардана посвятил Ойбарчин Хакимбеку, провел церемонию бешиккерти (народный свадебный обряд) и сказав: «Пусть эти двое будут мужем и женой, и никто не будет равен Хакимбеку, аминь», благословил их. Пир ушел. А собравшиеся сказали: «Бог даровал баям (милость), заполучили благословение Пира». Несколько иная версия этого эпизода записана в изложении Кора бахши Умарова: «Хужаи Хизр, проводивший обряд разрывания подола сын сыну Бойбури дал ему имя Хакимбек, а дочери Бойсары – Барчиной. Ударил Хакимбека по спине, да так, что остались следы от пальцев. Взял двух младенцев, посадил себе на колени и обвязал одним поясом. Соединил подол одежды Хакимбека и Барчиной и слегка разорвал, что означало их помолвку. Затем благословил».

Обзор научной литературы показывает: исследования педагогических возможностей идейно – художественной ткани дастана «Алпамыш» привлекали пристальное внимание многих исследователей. Однако проблема определения места и роли крупнейшего образца народного творчества – эпоса «Алпамыш» в духовно – нравственном воспитании молодежи ждут определенных исследований.

Воспитательные возможности идейно – художественной ткани дастана «Алпамыш» неимоверно огромны.

Другое популярное произведение из цикла «Гуруглы» – поэма о преображающей силе любви Равшан-Хон, много раз впоследствии перерабатывалась народными поэтами. Популярными остаются сатирические новеллы Насриддин Афанди, в которых высмеиваются чванливые, лживые чиновники. В устном народном творчестве фигурируют люди разных национальностей – китаец, иранец, туркмен, негр и др., женские образы лишены сентиментальности (Фархад и Ширин, Кундуз-Юлдуз).

Большое значение роли устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения, силе его эстетического воздействия, придавали ученые восточного средневековья: Ахмад Югнаки, Юсуф Хос Ходжиб, Махмуд Кашгари, Кайковус, Ибн Сино, Саади, Абдурахман Джами, Алишер Навои и др. Позднее Хамза Хакимзоде Ниязи, Абдулла Авлони и другие просветители конца XIX – начала XX вв. в своих дидактических трудах часто обращали свои взгляды на вопросы обучения и воспитания примерами из образцов народного творчества.

Народная педагогика в Средней Азии. Народная педагогика Средней Азии представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона.

Каждая народная педагогика – «собственность» нации, конкретного народа. Она индивидуальна, отличается от других. Она – в «своих» сказках, песнях, играх, праздниках, обычаях, традициях и т.д. Когда возникла народная культура, а с нею – народная педагогика? – С появлением человечества на земле, для того, чтобы существовал и развивался человек. Сначала – это пример с требованием его повторения, затем – его усовершенствование и развитие, передача этого опыта из поколения в поколение, с потребностью украсить быт, орудия труда, одежду, жилище (к чему толкала красота природы, человека). С этим появляются первые нравственные отношения, эстетические представления, художественные умения. Создаются религиозные культы – все это характеризует первый период развития народной культуры, народной педагогики. Позднее особенно выделяются материальные и духовные компоненты народной культуры – орудия труда и его результаты; предания, мифология, сказки и т.д. (в устном, затем в письменном виде, в том числе, в различных условных знаках). Наконец, выделяется специальный компонент – воспитательный (нормы, правила методического характера). Для чего выделяются специальные люди – учителя.

На народную педагогику Средней Азии определенное влияние оказали достижения народной педагогики стран, с которыми с давних времен Средняя Азия поддерживала тесные торгово-экономические и культурные связи. Генетическая общность, сходные условия общественно-политической и социальной жизни, совместная жизнь на одной территории или в близком соседстве, взаимные связи в различных областях, совместная борьба против угнетателей и иноземных завоевателей порождали в материальной и духовной культуре разных наций и народностей много сходных, общих черт. Что касается народов Средней Азии, то они всегда поддерживали между собой всесторонние оживленные связи. Историко-этнографические и археологические изыскания дали убедительные доказательства того, что взаимовлияние и взаимопроникновение этнических и культурных элементов здесь достигало большой силы.

Свое отношение к роли воспитания народ выразил в пословице: «Дитя – драгоценность, но большая драгоценность – его воспитание».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Понятие роли женщины в обществе. Трансформация задач воспитания соответственно этой роли
В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного мною материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Речевое развитие детей 6-7 лет
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. По мнению Л.С. Волковой, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических ч ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru