Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Страница 3

Воспитательные возможности различных компонентов народной культуры чрезвычайно широки. Все компоненты народной культуры – основные средства воспитания народной педагогики. В них содержание воспитания и обучения, а также основные нравственные правила, нормы, идеалы, понимание добра и зла; в них – мировоззрение и мировосприятие человека через мифологию, религию, предания, поверия; в них – история народа (в эпосах, летописях).

Народная педагогика развивается и в настоящее время. К ней все больше и больше обращаются практические работники образования и педагоги-ученые. В народной педагогике целая система воспитательных задач, средств, факторов и условий, советов, наставлений и установок.

Появление мифов, обрядов связано и с религиями. Нравственные нормы и правила в десяти заповедях Талмуда, Библии, Корана. Они – в молитвах, притчах, поучениях. С религией связаны различные ритуалы. Целью народной педагогики является в воспитании у детей представлений об идеале совершенного человека.

Методы воспитания в народной педагогике: приучение, убеждение, поощрение, беседа, личный пример, намек, принуждение, осуждение и др.

В активизации интереса у обучающейся молодежи к народной культуре необходимо акцентировать следующие позиции:

Народная культура, в виде народного творчества, дошла из глубины веков и нашла свое отражение в семье, быту, труде, досуге, обрядах, праздниках и т.д.

Воспитательный процесс естественно и гармонично вплетается в ткань произведений народного творчества. В них заложены серьезные воспитательные цели.

Фольклор – ведущий компонент народной культуры. Это – незаменимый фактор воспитания подрастающего поколения, в том числе, в учебно-воспитательном процессе.

В фольклорных жанрах воплощена народная педагогика, отражены вопросы морали, нравственности, проблемы гуманизма, любви, дружбы, патриотизма, провозглашается честность, трудолюбие.

Важно запомнить: все народы – великие педагоги. Все великие педагоги «народные».

Специфика и свойство устного народного творчества. Специфика и свойство усного народного творчества состоит в преемственности, традиционности, импровизации, вариации, обогащенности, дополняемости, на общеинтересности, поэтике и художественной совершенности, т.е. фольклоризации. Становясь массовым, народным, фольклор называется традиционным.

В фольклоре мировоззрение и мироощущение народа в тех формах и особенностях, которые сложились исторически. Экзамен временем те произведения фольклора, которые многогранно общеинтересны на века. На общенациональное значение фольклор выходит благодаря емкости и широте идейно-образных обобщений.

Фольклорное творчество – это первоначально деятельность одного человека на основе сложившейся бытовой и поэтической традиции, иногда с повторами, встречающимися в устных произведениях других лиц. Выживает только творчески удачное. Поэтому фольклорные произведения без автора – народные, удовлетворяющие художественные вкусы народа. Устное народное творчество видоизменялось, совершенствовалось, благодаря ему создавались новые устнопоэтические произведения. Сложились разные приемы построения устного произведения: устойчиво повторяется образность, типично развертывается сюжет, есть свои правила организации стиха, образно-стилистические приемы и т.д.

Таким образом, творческая природа фольклора – коллективная. В нем вкусы, интересы, мечты, быт народа. Это – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Могучее средство воспитания и обучения.

Проблема нравственности, доблести и чести в дастанах. Дастаны «Алпамыш», «Гуруглы», «Кизжибек», «Манас» и др. имеют огромное значение в воспитании подрастающего поколения, т. к. они собственно народны и вместе с тем общечеловечны, сходны по социально-эстетическим идеалам и идейному содержанию. Древнейший цикл эпических поэм «Гуруглы» и поэма «Алпамыш» созданы приблизительно в Х в.

Проблеме нравственности, доблести и чести особое место принадлежит дастану «Алпамыш» – широчайшему полотну народной жизни, в котором воспеты идеи патриотизма, героизма, верность слову и чести. Этот редчайший образец народного творчества, вошедший в сокровищницу мировой культуры, получил широкое распространение у всех тюрко-язычных народов, особенно узбекского, в котором воспеты идеи патриотизма, героизма, верность слову и чести. В этой связи вполне закономерен интерес и всенародное признание дастана в современном Узбекистана: в 1998 году общественность республики и международное сообщество торжественно отмечало 1000-летие дастана «Алпамыш». В соответствии с Указом Президента Узбекистана в республики намечены многочисленные юбилейные мероприятия, в числе которых литературные праздники и вечера, публикация материалов дастана, научные конференции и семинары, специальные формы внедрения дастана в образовательный процесс и др.

Дастан «Алпамыш» вошёл в фольклор всех народов Средней Азии, в ней идет речь о мужестве народных богатырей, отваге, храбрости и ненависти к врагам, содержится много остроумных афоризмов, ярких метафор, красочных описаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Процесс чтения в историческом аспекте
Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Толстого, В. Розонова, К.Д.Ушинского, И. Бунакова, В.А.Сухомлинского. Знаменитый писатель и педагог ...

Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением
Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали ряд авторов (Р. Баркер, М. Бауман, Дж. Боули, Ф. Гатлен, Дж. Зук, Н. Йодер, О. Кохен, Б. Ловенфельд, Т.П. Паташене, Д. Уоррен, К. Уильямс, В.А. ...

Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru