Устное народное творчество как средство нравственного и эстетического воздействия на личность. В государственной образовательной политике республики Узбекистан приобщение обучающихся к национально-культурному наследию народа ставится в ряд первостепенных задач образования. магазин виски в москве, y
В Национальной программе по подготовке кадров акцентируется необходимость внедрения в сознание учащейся молодежи национальной культуры, активизации интереса к ней – с апелляцией к эмоциональному, познавательному, интеллектуально-творческому и коммуникативному потенциалу обучающихся.
Одним из действенных средств в духовно-нравственном воспитании учащихся является устное народное творчество. Общественная ценность народного творчества определяется его просветительским, идейно-воспитательным значением в сочетании с силой эстетического воздействия фольклора, возникшие и взращенные на почве многовековой истории народа, его благородных идей и чаяний, в высокохудожественной форме отразили широту его мировоззрения, обычаи, разнообразие общественных отношений, которые являются ценнейшим источником обучения и воспитания.
В работах Аббасовой З., Андрияновой В.И., Аннамуратовой С.К., Джураева Б.З., Мирхабибова М., Пассова Е., Солнцевой Н., Стыркас И.Н., и др. рассматриваются вопросы, связанные со спецификой устного народного творчества. Устное народное творчество – это сплав сказок (характеристика положительных и отрицательных героев сказок, элементы ритмичности и рифма, поэтика и стиль сказок); песен (балладные, исторические, лирические и частушки); былин и эпоса с их фантастической гиперболой; обрядовая поэзия (мотивы); детский фольклор (считалки, жеребьевки, потешки, дразнилки и т.п.) и т.д.
Следует обратить особое внимание на огромное значение народного творчества как средства нравственного и эстетического воздействия на личность. Без осознания законов эстетического восприятия мира, богатства языка и художественно – выразительных средств народной педагогики и искусства, идейной основы отображенных в них явлений и исторических событий, трудно развить интерес к лежащим в их основе духовно – нравственным ценностям.
Необходимо признать, что отношение современной молодежи к национальным духовно – эстетическим и нравственным ценностям не отвечают требованиям общества. Именно восполнению этого пробела служат все виды устного народного творчества. Поэтому исследования образцов указанного жанра устного народного творчества является актуальной задачей современной педагогики.
Различным вопросам изучения произведений узбекского фольклора с точки зрения отражения в них педагогических воззрений народа посвящены работы отечественных ученых – педагогов А. Муминова, С. Темуровой, О. Сафарова, С. Кадирова, Х. Бабамирзаева, О Мусурмановой, Г. Убайдуллаева, Х. Джумаевой, Я. Рахмановой, У. Ражабова, А. Шербаева, М. Базаровой и др.
В педагогической науке братских народов также приобретен значительный опыт в изучении воспитательных возможностей педагогики, в деле разработки новых методов исследования образцов фольклора, с позиций современной педагогики (Б. Апышев, Н.Ш. Алметова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, А. Мухамбаева, Ж.М. Оразбаев, К. Пирлиев, А.Ф. Хинтибидзе, Я.И. Ханбиков и др.).
Народное искусство изначально было связано с трудовой деятельностью и представляло одновременно как материальную, так и духовную культуру. Это искусство берет начало в первобытной культуре и в своей основе сохраняет мифо-поэтическое чувство мира. Развивалось в основном как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. По своей сущности в эпических произведениях – сказки, предания, легенды, былички и др. раскрываются нравственные, моральные, мировоззренческие взгляды народа, его сознание и мировосприятие. Воспитательную силу устного народного творчества, а в нем народной педагогики, признавали в эпоху средневековья Ибн Сино, Беруни, Рудаки, Саади, Хисров и другие философы-мыслители – педагоги, обогатившие сокровищницу педагогических идей, не только раннего средневековья, но и последующих эпох. Так, Абу Али ибн Сино оставил свои высказывания о колыбельной, убаюкивающей песне, её воспитательной силе; Рудаки использовал в своих трактатах и поэтических строках поговорки и пословицы, которые вошли в сокровищницу народного творчества; В своих педагогических воззрениях Саади Шерози уделял огромное значение вопросу формирования профессиональных навыков детей, изучение ими народных ремесел.
Известно, что Беруни огромное внимание уделял проблемам народной культуры, изучение культуры различных народов. Он назвал устное народное творчество «достоинством и умом народа». «Изустная литература», – по его словам, – «становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души».
Термин «фольклор» который в 1846 году ввел в науку английский ученый Вильям Томс, в переводе означает «народная мудрость». В отличие от многих западноевропейских ученых, которые к фольклору относят самые различные стороны народного быта, отечественные ученые (У. Махкамов, С. Очилов, С. Каримова, И. Стыркас и др.) фольклором считают устное народное творчество – поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным.
Статьи по педагогике:
Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности и составляет основу для развития человека в филогенезе и онтогенезе. В процессе труда человек не только осуществляет воздействие на окружающую действительность, но и активно изменяет свою собственную природу. Задачи трудового воспи ...
Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста
на музыкальных занятиях в ДОУ
Формирующий эксперимент проводился на базе того же детского сада и группы. Задача формирующего эксперимента: сформировать музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ ; В ходе формирующего эксперимента нами была использована педагогическая технология ф ...
Состояние
изучаемого вопроса в современной российской школе
Непредельные углеводороды изучаются путем постоянного сравнения по строению и свойствам с предельными углеводородами. При изучении данного раздела в занятия включается ученический эксперимент. Это осуществляется как на индуктивном, так и дедуктивном пути познания в виде лабораторных опытов или же п ...