Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Страница 5

В народных воззрениях воспитанию отдавалась роль решающего фактора в формировании человека. Народная педагогика признает как положительное влияние хорошо поставленного воспитания и благоприятных условий и среды, так и отрицательное влияние плохого воспитания, неблагоприятных условий и среды. Об этом свидетельствует и пословицы: «Дыня от дыни перенимает цвет и плесень», «Птенец повторяет повадки родителей, увидевших в гнезде», Большое значение придается и самовоспитанию: «Сперва исправь свои недостатки, а потом поучай других», «Советы даём вёдрами, а принимаем каплями», «Если зеркало искажает твое изображение, пеняй на себя» и др.

Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников.

Одним из основных правил народной педагогики было воспитание детей в среде своих сверстников. А в детской среде широко использовались различные игры. Народная педагогика хорошо понимала, что игра является основной деятельностью детей. В процессе игр в детях воспитывается настойчивость, упорство; игры развивают силу, выносливость, дружбу и товарищество, и другие положительные качества. Многие игры требуют коллективного участия детей, что имеет большое значение в воспитании чувства коллективизма, навыков согласованных действий, подчинения общеустановленным нормам и правилам.

В детских играх много места занимали игрушки в форме миниатюрных копий орудий труда взрослых, предметов домашнего обихода (фигурки домашних животных, повозки, лопатки, глиняные сосуды и др.), имитация процесса труда скотоводов, земледельцев, ремесленников, охотников и др., что имело большое значение в психологической и практической подготовке детей к труду.

В физическом воспитании большую роль играли подвижные игры, которые разнообразились по мере роста ребенка. С 4–5 лет дети уже играли в игры, связанные с бегом, прыжками, метанием камня, подтягивание на канате (игра в снежки, катание на льду, игра в «Сорок Камушек», прыжки с высоты, с расстояния и др.). Все они требовали меткости, ловкости, выдержки, быстроты, хитрости, силы и выносливости.

Участие детей в посильном труде народная педагогика рассматривала как одно из эффективных средств эстетического, нравственного и умственного воспитания. Детей очень рано начинали привлекать к семейно-бытовому труду, к участию в полеводстве, скотоводстве, к кузнечному, столярно-плотничному, обувному, шапочному и другим делам. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда («хашар»), которые были общепризнанными и надежными формами безвозмездной коллективной взаимопомощи, применявшимися с незапамятных времен в выполнении срочных, ответственных и связанных с большими усилиями и расходами работ и играли весьма важную роль в жизни народа. Они имели большое воспитательное значение.

В воспитании детей широко использовалось устное народное творчество. Сказки, легенды и дастаны рассказывались с большим мастерством. Народные педагоги строго учитывали уровень развития у детей воображения, мышления, использовали наглядные методы в сочетании с образным, выразительным изложением, вызывали у слушателей высокое эмоциональное чувство, воспитывали эстетическое отношение к действительности. Они играли также роль образца – дети подражали им. Не удивительно, что в среде простого народа дети сами рано начинали рассказывать сказки.

В умственном и нравственном воспитании большую роль играли также пословицы и поговорки. В них охвачены почти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения по многим важнейшим отраслям эмпирических знаний.

Большое значение в воспитании детей имели произведения прогрессивных среднеазиатских поэтов (Рудаки, Навои, Мухтумкули и др.), рассказы и анекдоты о Насреддине, Алдар-Косе и других, народные песни («Бойчечак», «Алла», «Ким оладиё, шугинаниё», «Дарёдан окиб келоди» и др.) и музыка.

Таким образом, народная педагогика выработала и широко использовала разнообразные средства и методы воспитания: оно носило беспрерывный и систематический характер, и было тесно связано с жизненно-бытовыми потребностями и задачами народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по педагогике:

Применение методов Е.Б. Вахтангова в современных педагогических ВУЗах
Традиционной особенностью российской системы образования является ее профессиональная направленность. Между тем изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе высшего педагогического образования. И тому есть причины. В частности, паден ...

Принципы отбора текстового материала художественной литературы
Выбор художественных текстов в качестве одного из основных предметов чтения неслучаен. Использование научно-популярной и другой нехудожественной литературы для «углублённого» чтения не представляется эффективным, поскольку восприятие такого рода литературы требует наличия определённого уровня фонов ...

Традиционные методы обучения в школе
К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. Поначалу к ним относились весьма недоверчиво, считая их пережитком прошлого. Но начиная с 1930-х гг. ситуация стала коренным образом меняться. На современном этапе развития дидактики словесным методам отво ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru