Фароби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения узбекской, арабской, персидской, греческой, индийской и тюркской культуры. Отзвуки первой особенно явственно просматриваются в его знаменитой «Китоб аль-мусика ал-кабир» («Большой книге музыки»). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате «Слово о классификации наук». Фароби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.
Требования, предъявляемые Фароби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. «Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь, – быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ».
«Город» станет тогда добродетельным, утверждал Фароби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.
Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья, Фароби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии. Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в «Афоризмах государственного деятеля», «Гражданской политике», в сочинении «О достижении счастья» еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фароби, чрезвычайно поучительна и актуальна. Счастье это – абсолютное благо. Имеется, говорит Фароби, множество вещей, о которых человек полагает, что они-то и являются основой и целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. Способные к этому – мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения. Религии это как раз и есть различные способы представления счастья в образах воображения, хотя все народы и все люди верят в одно и то же счастье.
Рукописи Фароби рассыпаны по многим библиотекам мира. Свою огромную лепту в изучение поистине энциклопедического наследия Абу Насра ал – Фароби внесли отечественные ученые М.М. Хайруллаев, А. Ирисов, А. Зуннунов, Б. Ахмедов и др.
В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Ташкенте, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра Фароби. Именем Фароби названы улицы, проспекты и аллеи городов Узбекистана и Средней Азии.
Статьи по педагогике:
Анализ ситуации в системе образования
Обратимся к основным свойствам существующей системы образования и тем проблемам и противоречиям с современными условиями, в которых оно функционирует: · Единая программа для всех обучаемых Противоречит уникальности каждого из нас. У каждого свои склонности, желания, а также видение своего будущего. ...
Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными
имплантами
В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Росси ...
Возможности применения графических пакетов, оболочек и электронных пособий
при изучении электромагнитных колебаний в курсе физики средней школы
На сегодняшний день разработано множество графических пакетов, оболочек (Соrel, 3D-Studio, Power-Point, Micro-Cap и др.), электронных изданий(Физика 7-11класс(Физикон), Открытая физика, Кирилл и Мефодий и др.) позволяющих решать конкретные практические задачи с помощью ЭВМ без знания языков высоког ...