Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Страница 4

Абу Али аль Хусаин Абдаллах ибн аль Хасан Али ибн Сино (980 – 1037) – известный в Европе под именем Авиценна, родился в селе Афшана, около Бухары. Отец его, Абдулла, был уроженцем Балха; по приезде в Бухару, столицу Саманидов, он был принят на службу к эмиру. В 985 г. отец поместил 5-летнего сына в начальную мусульманскую школу в Бухаре, где тот учился до 10 лет, обнаружив удивлявшие всех разносторонние способности. Он жадно впитывал знания, мог наизусть читать весь Коран и прочно усвоил грамматику, стилистику, поэтику арабского языка и другие дисциплины, входившие в курс дабристана.

С 16 лет Ибн Сино принялся за самостоятельное изучение творений великих врачей древности Гиппократа, Галена, а также выдающегося врача Ближнего Востока Абу Бакра ар-Рози (864–925).

В 1002 г. он приезжает в столицу Хорезма Ургенч, где в это время работал Беруний и развивались светские науки. Здесь Ибн Сино создал основы двух энциклопедий – «Книги исцеления» («Китоб-аш Шифо»), и «Канон врачебной науки» («Китоб ал-конун фит-тибб») в 5 томах (много веков последняя в латинском переводе служила учебником для студентов-медиков университетов Европы).

Ибн Сино является автором трактатов по разным отраслям науки. Среди крупных его произведений, кроме упомянутых такие самостоятельные труды, как «Книга знания» («Донишнома»), «Книга спасения» («Китоб-ун-Нажот»), «Книга указания и пробуждения» («Китоб ул-инсоф»), «Книга справедливости» в 20 томах. Помимо этого, им написано много работ по психологии, логике, этике, минералогии и др. По своему мировоззрению Ибн Сино принадлежит к школе перипатетиков. Он называл Аристотеля своим учителем. Огромное влияние на Ибн Сину оказали его предшественники и современники – Беруни, Фароби и другие. В большинстве его научных трудов решаются педагогические проблемы.

Ибн Сино придавал серьезное значение умственному воспитанию подрастающего поколения, овладению ими научными знаниями. Он призывал всех, особенно молодежь, настойчиво изучать науки и стремиться к совершенству.

Абу Али ибн Сино в своем трактате «Тадбиру манозил» определял творческое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения». Определение Ибн Сины подчеркивает роль креативного мышления в решении вопросов и проблем умственного воспитания.

Ученый считает, что разносторонне думающий человек стремится к убедительной аргументации. Из этого следует, что креативно мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумно обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Абу Али ибн Сино в произведении «Донишнома» утверждает, что всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). «Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая посылка, точка отсчета, которая является стержнем человеческого размышления».

В педагогических воззрениях Ибн Сины придается серьезное значение воспитанию и обучению детей в школе. В своей книге «Семейное хозяйство» он посвящает этому вопросу специальную главу. В разделе «Обучение и воспитание детей в школе» он говорит в первую очередь о необходимости охвата всех детей школьным обучением и проводит идею коллективного обучения, выступает против индивидуального обучения детей в домашних условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Понятие и сущность метода
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что с ...

Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры
Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его професс ...

Детерминанты авторитета педагога
Успешное осуществление педагогом процесса личностно формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность — существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений. Феномен авторите ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru