Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Страница 6

Во многих своих произведениях Ибн-Сино рассматривает существенные проблемы нравственного воспитания. Нравственность, с его точки зрения, не врожденное свойство человека, а важнейшая область воспитания и его существенный результат. Целью нравственного воспитания он считал формирование человека, который должен жить не для себя, а для других людей.

Абу Райхон Мухаммад ибн Ахмад Беруни (973–1048) – великий ученый энциклопедист, мыслитель и гуманист родился в 973 году в окрестностях Кята – древней столицы Хорезма. Уже в 16 – возрасте Беруни с большой точностью определял наклон плоскости эклиптики к экватору. Ещё совсем юным Беруни первым в Центральной Азии сделал земной глобус. В 1000 году Беруни создал своё первое крупное произведение «Памятники минувших поколений» («Кадимги халклардан колган ёдгорликлар»), принёсшее ему известность во всем мире. В 1010 году он занимает важный пост при дворе Абу-л – Аббаса ибн Мамуна.

Ещё в самом начале своего творческого пути Беруни начал переписку с Ибн Синой – молодым, но уже известным ученым. В ней затрагивались важнейшие философские, космологические и другие вопросы. В 1017 году Хорезм подвергался нашествию войск Мухмуда. В Газне Беруни начал индологические изыскания. В результате, которых появилось, принёсший ему мировую славу научный труд «Индия». Путь к философии, по мнению Беруни, лежит через естественные науки, которые дают возможность глубже понять и постичь её. Естественные науки помогают выработать методы и доказательство в самой философии.

«Природа охватывает все материальные явления, весь окружающий мир, подчиненный определённым законам. Беруни часто называет «природой» то, что обладает «естественной силой», определяет закономерные процессы действительности. Она не только область, откуда науки черпают факты и данные, но и конечная причина естественного объяснения фактов объективной действительности». Он разделяет точку зрения Абу Машара: «Природа сильнее всего».

В педагогических воззрениях Абу Райхона Беруни прослеживается концепция гуманистического воспитания. Огромное значение в воспитании подрастающего поколения ученый отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Передовые взгляды Беруни были направлены на то, чтобы естественные науки занимали большую часть в образовании учащихся. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе.

Ученый призывал считаться с природными особенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем», – писал он – воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всей силе, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему способствовать будут всегда в разных ступенях обстоятельства и всё нас окружающее»

В своих письмах к Ибн Сине Беруни становится на явно деистическую позицию: «То, что ты говоришь, это со слов Аристотеля, который считает, что у мира нет начала, не следует отрицания деятеля и творца, то это бесплодные слова, поскольку, если не предложить начало действия, то не будет мыслиться какой-либо деятель»

Анализируя астрономические, геологические и прочие явления природы, Беруни приходит, к выводу, говоря о времени существования земли, небесных тел. Необходимость применения естественно – научного подхода к природе с признанием верховного начала заставляла Беруни пойти дальше деизма и высказать положения в духе признания вечного бытия материй.

В основе окружающего мира лежат материальные начала. Уже в полемике с Ибн Синой Беруни говорит о подлинной основе всех вещей, имея в виду ставшие традиционными четыре элемента: воду, огонь, воздух, землю. Он пишет о них: «Простые субстанции не знают периодического возникновения и гибели».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по педагогике:

Авторитарная и гуманная педагогика
Если говорить об авторитарной и гуманной педагогике, то мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления. Это совершенно противоположные подходы к образовательному процессу. Назовем некоторые качественные различия между авторитарным и гуманным образами педагогического мышления. ...

Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...

Мотивация учебной деятельности учащихся
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к проф ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru