Знаменитый востоковед В. Розен, поражаясь глубины и проведческих знаний Абу Райхона Беруни, в своих трудах по истории Востока, подчеркивал, что,»… широта взглядов и просторов его научных знаний не знала границ. Они созвучны и с настоящим временем, и с достижениями современных наук…».
Наследие великого ученого, энциклопедиста – Абу Райхона Беруни интересовало и многих российских ученых: И.Ю. Крачковский, С.П. Толстой, А.А. Райнов, А.М. Бельницкий, Б.А. Розенфелд, а, А. Семёнов и др. посвятили немало работ по изучению данного вопроса.
Подчеркивая о значимости бесценного научного наследия Беруни, И.Ю. Крачковский писал: «Легче перечислить научные сферы неинтересовавших великого энциклопедиста Беруни, нежели перечислять его интересовавшие…».
Неиссякаемый интерес вызывают гениальные труды и на Родине великого ученого – в Узбекистане. Работы Х.М. Абдуллаева, И.М. Муминова, В.Ю. Зохидова, Я.Г. Гулямова, У. Каримова, С.А. Булгакова посвящены изучению гениальных произведений Абу Райхона Беруни: «Памятники древних народов» («Кадимги халклардан колган ёдгорликлар»), «Индия», «Минерология», «Геодезия», «Законы Масъуда» («Масъуд конуни»), «Сайдона» и мн. др.
За выдающиеся заслуги в области науки учреждена Государственная премия им. Абу Райхона Беруни.
Именем великого ученого названы улицы городов, районов, библиотеки, учебные заведения в республике Узбекистан.
Муслиходдин Саади (1184–1291). Муслиходдин Саади родился в персидском городе Ширазе и жил в тяжелые годы монгольского нашествия. Борьба народов Средней Азии и Ирана за освобождение от ига иноземных поработителей оставила большой след в его творчестве.
Саади сначала учился в мактабе. Затем поступил в знаменитое медресе Низамия в Багдаде, а после этого долго путешествовал для пополнения образования по странам Востока. В 1255 г. Саади вернулся на родину, в Шираз, и стал учить детей. В возрасте более 70 лет он написал знаменитые сборники стихов и рассказов – «Бустан» («Плодовый сад») в 1257 г. н «Гулистан» («Цветник роз») в 1258 г., обогатившие литературу и педагогическую мысль восточных народов. Саади выдвигал идею равенства всех людей, придерживался взглядов гуманистического воспитания молодежи, привития им таких качеств, как сочувствие, сострадание и человеколюбие. Вместе с тем Саади был убежден, что идеи равенства, справедливости и гуманности можно осуществить, путем проведения реформ в стране.
В конце XIV в. Сайфи Сараи перевел «Гулистан» Саади и приложил к нему свои поучения и наставления, призывая молодых к овладению знаниями, ремеслами.
Вопросы воспитания в «Гулистане» Саади. Эта книга была одной из основных, которые изучались в мактабах и медресе мусульманского мира. «Гулистан» – это сборник рассказов, в которых автор представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи. По форме изложения Саади, как будто смотрит на прошлое, но на самом деле, он говорит о настоящем и учит людей лучше жить в будущем. Оценивая это произведение, М. Шахтахтинский писал: «Его мораль везде философская, она никогда не делает нравственность зависимою от религии. Он учит, запрещает и разрешает все во имя человечности, ума и сердца».
Развивая взгляды своих предшественников Рудаки, Насира-Хисрова – на решающую роль воспитания в формировании личности, Саади критиковал представления- о том, что умственные способности передаются по наследству. Не отрицая природных задатков, он считал их предпосылкой развития способностей.
Исходя из принципа активного участия человека в своем формировании, Саади под умственным воспитанием понимает овладение знаниями, применение их на практике и развитие умственных способностей. Он старается показать жизненное значение знаний и убедить молодых людей в необходимости хорошо знать жизнь. Кто овладевает знаниями, становится развитым, умным, благонравным, а его поведение – красивым. Требование Саади о связи знания с жизнью и практикой в то время, когда обучение в мактабах и медресе было оторвано от жизни, являлось весьма прогрессивным.
Статьи по педагогике:
Понятие и характеристика множества
Множество - это совокупность объектов, рассматриваемая как одно целое. Понятие множества принимается за основное, т. е. не сводимое к другим понятиям. Объекты, составляющие данное множество, называются его элементами. Элементами множества могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как к ...
Особенности развития структуры математических способностей учащихся
среднего школьного возраста
Рассмотрев некоторые психологические особенности учащихся 5 класса, перейдем к проблеме психологии способностей, то есть выясним степень развития математических способностей учащихся среднего школьного возраста. Прежде всего, необходимо определить само понятие «математические способности». Для этог ...
Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...