Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Страница 10

Хорезми дает определение целому ряду философских категорий, таким как, «место»,» время», «временная деятельность», «естественное тело» и т.д.

Одним из актуальных вопросов того времени была проблема делимости тел. Хорезми, с одной стороны, утверждал возможность бесконечного деления тел, однако называет его «концептуальным делением», т.е. воображаемым, которое впоследствии Ибн Сино назвал «потенциальным делением». Однако, как говорит Хорезми, «естественное, т.е. материальное деление имеет предел, поскольку делящееся тело актуально достилает малого, которое является самым малым по своей природе. Оно тонко для чувственного восприятия его, как об этом говорят философы».

Следуя проблематике того времени, Хорезми рассматривает понятие духа. Раскрывая понятия «естественный дух», «животный дух», «личный дух», он тесно связывает их с материальными процессами, протекающими в живых телах.

Своим пониманием «души» Хорезми по существу критикует основные положения платонизма, а именно: существование некоего мира общих сущностей. Он замечает: «общая душа подобна [понятию] общий человек, который является видом по отношению, например, к Зейду, Омару и всем человеческим индивидам. Всеобщая душа – та, в которых охватываются души Зейда, Омара и каждого из животных индивидов. Она обладает бытием лишь в воображении, подобно тому, как существует лишь, в воображении «общий человек», а также «общий разум». Что касается того, что общая душа обладает самостоятельным бытием, как это утверждают многие из философствующих, то это не так».

Философские и педагогические воззрения Абу Абдуллаха Хорезми, его классификация наук, энциклопедические сведение, содержащие в его труде «Ключи наук», оказали большое влияние на формирование средневековой общественно – педагогической мысли в странах Центральной Азии, а также Ближнего и Среднего Востока.

Проблема обучения и воспитания в воззрениях Ахмада Аль-Фергани. Научные работы Аль-Фергани навсегда увековечили его имя, и принесли мировую известность. Абул Аббас Ахмад ибн Мохаммед ибн Казир аль-Фергани, великий астроном, математик и географ, известен в Европе под именем Альфраганус, и на Востоке – как Хасиб, что означает «математический». Биографической информации о нем очень мало, и в настоящее время, одна единственная его «нисба» Фергани, указывает на факт, что он был уроженцем Ферганской долины. Ахмад Аль-Ферганий был одним из плеяды ученых так называемого «Дома Мудрости», учреждение, основанное в девятом столетии халифом Аль-Мамуном. Этот большой центр науки имел другое название – Академия Аль-Мамуна. Сначала в Мевре, вслед за тем в Багдаде, приглашенными им ученые из Хорезма, Ферганы, Согдианы, Шаша, Фараба, Хорасана продолжились научные исследования. Там были открыты две обсерватории, оборудованные лучшими для той эпохи астрономическими инструментами. Астрономы Академии Аль-Мамуна измерили окружность Земли, длину земного меридиана в градусах, вели наблюдения за звездным небом, составляли Зиджры (таблицы), писали научные работы. Во время его работы в Египте он создал его знаменитый «Каирский измерительный прибор Нила, Нилометр», который был измеряющим орудием Нильских вод, не потерявший его научную ценность до настоящего времени. Нилометр начал использоваться во время сооружения Асуанской дамбы. Однако, основная работа Ахмада аль-Фергани свелась к нам в трех названиях: «Книга астрономических движений, и Краткое изложение науки звезд», «Тридцать Элементов», «Теоретические вычисления на сфере»; эти трактаты – одни из первых работ на арабском языке по астрономии. Ученый дал в нем краткое описание астрономии, в основном на основе работы Александрийского ученого Клавдия Птолемея (2-го столетие нашей эры) «Большая математическая система астрономии». Что особенно важно, – что в конце книги Аль-Фергани поместил таблицу известных географических пунктов, разместив их в соответствии с семью климатами от Востока до Запада с указанием координат. Таким образом, благодаря Фергани, западные жители имели представление о характере астрономических исследований Академии Мамуна. Великий ученый Востока, Аль-Фаргани, не только «перепроверил» точность данных Птолемеуса, определил более точно и исправил много других астрономических данных, которые появились прежде, но также, исходя из наблюдений за небесными телами, научно доказал шарообразность Земли, предсказал солнечное затмение 812 года. В двенадцатом столетии «Книга астрономических движений, и краткое изложение науки звезд» была дважды переведена на латинский, в 8-ом столетии – на кастильский и старо французский язык. В 1669 г. Нидерландский ученый арабист и математик Джекоб Голиус внесли новый латинский перевод. «Книга астрономических движений, и краткого содержания науки звезд» предлагалась на Востоке и, особенно в Европе, как энциклопедия астрономического знания. Хорошо знаком с книгой Алфраганаса был великий итальянский поэт Данте (1264–1321 гг.). Его самая большая работа «Божественная комедия» во многом обязана восточным наукам. Чистилище, описанное в комедии, помещено автором на горе в западной части Южного полушария Земли. И Аль-Фергани при изучении расположения звезд, пришел к заключению, что существовал неизвестный континент на Западе, и он дал описание неба того континента. Чистилище в «Божественной комедии» находится под идентичными звездами. Итальянский картограф Америго Виспуччи, который прибыл в конце 15-го столетия к «Индии», обнаруженной Колумбом, говорил, что на юге континента, видел звезды в небе – те, что описаны Данте. «Мы прибыли в чистилище Данте!», – воскликнул он. Континент, являющийся неизвестным до этого времени, называли своим именем. Так наш соотечественник, великий ученый Востока Аль-Фергани пророчил открытие Америки.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Статьи по педагогике:

Распределение знаний по видам умений, способам действий и по уровню сложности
Требования стандарта к уровню подготовки выпускников относятся к трём основным видам деятельности: воспроизведение знаний и умений, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой или новой ситуации. Количество заданий по видам умений и способам действий с 20 ...

Методика работы с текстами французской современной художественной литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...

Методические основы преподавания
Изучение моделирования и формализации позволяет решить одну из задач курса информатики - формирование у учащихся системно-информационной картины мира, а основные понятия этой содержательной линии, такие как объект, система, системный эффект, системный анализ, модель, моделирование, формализация явл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru