Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока

Страница 5

Ибн Сино классифицируя науки, создаёт единую систему теории обучения и воспитания (Рис. 3).

Рис. 3. Классификация наук по Ибн Сино в книге «Китоб-аш-шифо»

Обучение, совместное, по его мнению, вызывает у детей желание соревноваться между собой, стремление не отставать друг от друга, предупреждает скуку и леность мысли. В беседах между собою ученики передают друг другу что-то интересное, почерпнутое ими из книг и от старших. Учась вместе, дети начинают дружить между собой, учатся уважать других, помогать им в усвоении учебных материалов. Они воспринимают друг у друга хорошие привычки.

В программу обучения детей до 14 лет Ибн Сино включил изучение Корана, арабского языка, грамматики, стихосложения, содержательных нравоучений, физическое воспитание, зачатки ремесла. Ибн Сино считал необходимым строить процесс обучения на следующих принципах: не следует сразу привязывать ребенка к книге; проводимые с ребенком упражнения должны быть нормированными и посильными, быть коллективными, сочетаться с физическими упражнениями, учитывать склонности и способности ребенка; обучение должно идти постепенно, от легкого к трудному.

Великий ученый ставит ряд требований перед учителем: в обращении с детьми учитель должен быть сдержанным. Он с особым вниманием должен следить за тем, как ученики реализуют полученные знания. «В процессе обучения, – считал ученый, необходимо применять разнообразные методы и формы работы с детьми, учитывать их индивидуальные особенности, заинтересовывать занятиями. Мысли учителя должны «быть доступны всем обучаемым. Слово свое он должен сопровождать мимикой и жестом, чтобы обучение было более доходчивым и вызывало у детей эмоциональное отношение».

Ибн Сино глубоко понимал сложности и трудности процесса воспитания. Анализ его произведений убеждает в том, что он предлагал разрешить их с гуманистических позиций, Он предпочитает внушение и добрый пример педагогов, воспитателей и взрослых людей. Ибн Сино дает советы, как говорить с детьми об их недостатках и путях их исправления. Такие разговоры не должны быть назойливыми, надоедать ребенку, тем более задевать его самолюбие. Говорить с ребенком можно, только зная его индивидуальность.

Согласно теория воспитания, которое он описывает в своей работе «Тадбир-ул-Манозил», мыслитель предлагает систематизировать процесс воспитания следующим образом:

1) умственное воспитание; 2) физическое оздоровление, основанное на данных науки врачевания; 3) эстетическое воспитание; 4) нравственное воспитание; 5) обучение ремеслу (Рис. 2.).

Рис. 2. Содержание воспитания, образования и обучения, предложенное Ибн Синой

Большое значение придает Ибн Сино трудовому воспитанию детей. Он рассматривает его как необходимый обязательный элемент наряду с умственным, физическим и нравственным воспитанием, требует, чтобы всех детей обучали ремеслу.

Интересно резюме этических и социологических взглядов Ибн Сины в заключительной части его философской энциклопедии «Китоб-аш-Шифо». Здесь развивается мысль о том, что человек – существо общественное и поэтому важнейшим условием жизни людей является их постоянное сотрудничество, обеспечиваемое разумными законами и правосудием. Ибн Сино рисует идеальное государство со справедливым правителем, который заботится о том, чтобы все были заняты обущественно полезным трудом. «Если правитель несправедлив, восстание против него оправдано и должно быть поддержано обществом».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...

Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в педагогике и психологии
Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицате ...

Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России
Реализация интегрированного подхода к обучению детей с отклонениями в развитии рассматривается нами в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования. При этом интеграция в образовательном процессе не является самоцелью, это одном из важных направлений подготов ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru