Анализ сущности и уровней педагогической культуры позволяет выделить две группы ее компонентов: Бертон В. Принципы обучения и его организация.
1. Компоненты личностного плана представляют собой педагогическую направленность, педагогическую эрудицию, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, а также педагогическую технику и культуру речи.
2. Компоненты деятельностного плана включают в себя педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности.
Перечисленные компоненты не могут исчерпывать всего ценностного педагогического содержания профессиональной культуры руководителя этнокультурного центра, а лишь составляют ее ядро. При определенном уровне сформированности они позволяют руководителю успешно совершенствоваться в процессе своей повседневной профессиональной и педагогической деятельности. Однако для этого необходимо четко знать и понимать характеристику представленных ценностных педагогических и структурных компонентов профессиональной культур.
В аспекте расширения спектра профессиональной деятельности коллектива в новых социально-экономических условиях особенно актуальными становятся (А.М. Новиков):
Профессионально-этическое (нравственное) воспитание:
В первую очередь речь идет о формировании духовности. Главная задача руководителя этнокультурного центра в формировании духовности коллектива заключается, в разрешении двух противоречий.
Во-первых, это преодоление разрыва между профессиональными и личностными воспитательными целями: ведь профессиональные знания в большинстве своем строятся таким образом, что они объективно обезличены и этически нейтральны.
Руководитель, конечно, воспитывает примером своей личности. Но эти воспитательные воздействия находятся как бы рядом с изучаемым предметом. Но самые гуманные цели обучения и воспитания, внутренне не принятые обучаемым, не будут достигнуты. Необходимо педагогическое и методическое обеспечение соединения различных позиций руководителя и подчиненного, построение всего процесса профессионального общения на основе внутренних профессиональных потребностей специалиста. Без этого мы будем по-прежнему сталкиваться с отвращением его к педагогическим проповедям, к формальным «воспитательным мероприятиям».
Педагогическое мастерство руководителя этнокультурного центра в новых социально-экономических условиях будет заключаться и в том, чтобы поставить человека как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей жизни. В том числе, - жизненной профессионально-деятельной траектории. Специалиста необходимо научить анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной будущей карьеры, возможных ее вариантов и изменений. Очевидно, это особая область содержания профессионального роста, которая может реализовываться, в частности, специальными курсами, психологическими тренингами и т.д.
Профессионально-эстетическое воспитание. Вопрос о формировании у коллектива эстетического отношения к своему труду до последнего времени у нас практически не поднимался. Эстетическое воспитание сводилось, в основном, к ознакомлению с искусством, технической эстетикой, эстетикой производственной среды. Это тоже, безусловно, важно. Но, не познав прекрасного в себе, в своей собственной деятельности, специалист будет видеть в искусстве только развлечение. Необходимо направить процесс, в частности, на то, чтобы раскрыть специалистам эстетические ценности труда в его содержании и организации, в производственной среде и орудиях, в процессе труда, а также в межличностном общении, характерном для совместных действий. Существенным моментом в этом аспекте является всемерное развитие профессионального творчества. Без профессионального творчества, хотя бы его элементов, труд специалиста в области народной художественной культуры не может быть подлинно человеческим трудом.
Статьи по педагогике:
Компьютерное и дистанционное обучение в школе
Программированное и компьютерное обучение в современной школе Программированное обучение — одно из недавних нововведений в дидактике. Его стали использовать только в начале 60-х гг. XX в. Связано это с развитием кибернетики. Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, сп ...
Экспериментальная проверка предлагаемой методики в процессе педагогической
практики
В ходе педагогической практики была сделана попытка проверить все вышесказанное на практике, а также убедиться в том, что названных пособий недостаточно, чтобы грамотно и четко овладеть физическими знаниями и научиться их применять при решении задач. Так как в задачнике, рекомендованном министерств ...
Этапы разработки УМК
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке: · Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану. · Разработка образовательного стандарта дисциплины. · Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекци ...