Далее респондентам (студентам и преподавателям) было предложено оценить степень значимости средств обучения. Из числа традиционных средств обучения были предложены учебник и конспект, из современных – электронный учебник (Диаграмма 4).
Диаграмма 4
Как видно из диаграммы респонденты оценили степень значимости традиционных средств обучения в равных долях. Немного меньше уровень современных средств обучения. Анкетирование показало, что информационные технологии в высшем образовании можно рассматривать как средство самореализации и самоутверждения педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества со студентами, росту педагогического авторитета в среде коллег, средство самостоятельного изучения материала для студентов. Использование ДО расширяет возможности распространения накопленного опыта и помогает перейти от роли преподавателя-транслятора знаний на уроке к положению учителя-тьютора, организующего, исследующего и направляющего процесс самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Для повышения квалификации преподавателей по работе в системе ДО можно рекомендовать продолжить работу по обучению преподавателей технологиям ДО, содержащую беседы, конференции, методические семинары, привлекать для этих целей специалистов, имеющих опыт работы по дистанционным технологиям.
В последнем вопросе анкетируемым было предложено выбрать одну из форм обучения в качестве получения дополнительного образования: очную, заочную или дистанционную. Анализ ответов на данный вопрос (Диаграмма 5) показывает, что спрос на дистанционное обучение существует. В первую очередь это связано с открытостью и доступностью данной формы обучения.
Диаграмма 5
Таким образом, в результате проведения данного анализа можно сделать ряд выводов, основными из которых являются следующие:
технологии дистанционного образования могут и должны внедряться в систему высшего образования;
программы обучения по технологиям ДО должны быть логичным продолжением курсов обучения, уже существующих для системы высшего образования;
начинать апробацию технологии ДО надо поэтапно, переходя от локального (на экспериментальных классах) к массовому внедрению;
внедрение технологий ДО может быть поддержано введением соответствующей дисциплины в курсах педагогических специальностей;
необходимо создать нормативную базу, регламентирующую все аспекты создания и эксплуатации учебных курсов, основанных на технологиях ДО.
В ходе работы над работой была получена информация о состоянии современного образования: организация учебного процесса, базирующейся на принципе самостоятельного обучения студента с помощью развитых информационных ресурсов дистанционного обучения. Внедрение и развитие ДО в настоящее время имеет существенные перспективы для своего дальнейшего усовершенствования. Преимущества ДО связаны с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Уже сейчас происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях, а также в организации учебной деятельности учащихся и студентов. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени. В то же время они имеют возможность учиться в любое удобное для них время, в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Статьи по педагогике:
Особенности культурного поведения подростков с нарушением
интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «отн ...
Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с
нарушением речи
Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Формирование навыков письма и чтения тесно связано с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых с ...
Проблемы и перспективы современного урока
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века ...