Театр как одно из средств профилактики наркомании среди подростков

Образование и воспитание » Театр в организации профилактики наркомании и наркопреступности среди подростков » Театр как одно из средств профилактики наркомании среди подростков

Страница 2

Термин «драматизация» является производным от «драма» (греч. drama - действие, точнее, переживание в действии) – один из трех основных родов художественной литературы. Отсюда драматизм — это эстетическая категория, характеризующаяся действием, отражающем противоречия и конфликты человеческой жизни. Драматизировать – значит придавать какому-либо произведению драматическую форму. Истоки драматизации обнаруживаются в культовых праздниках и обрядах древних людей, в древнегреческом театре. Драматизация широко применяется как прикладное понятие в различных аспектах теории и практики культуры, театра, общественных наук.

В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, драматизация используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия или раздела учебного процесса; как элемент более широкой технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы. Актуальность драматизации в системе образования обусловлена: во-первых, большим потенциалом воздействия на личность (использование драматизации способно значительно повысить уровень эмоциональной отзывчивости и организованности, подвижности и познавательного интереса); во-вторых, полифункциональностью (драматизация выполняет диагностическую, коррекционную, коммуникативную, творческую функции).

Группа молодых ученых под руководством профессора Н. Е. Щурковой (Е. А. Осипова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко) рассматривает драматизацию в проблемном поле прикладной педагогики как особую методическую форму целенаправленного воспитания подрастающего поколения. Драматизация – это средство воспитания личности как субъекта собственной жизни путем постановки воспитанника в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся перед ним игровых ситуаций, участником, зрителем или автором которых он является. Определяя драматизацию как средство воспитания личности, позволяющее вскрыть социальное значение того или иного жизненного явления, ученые подчеркивают, что игровая сюжетно-ролевая форма обостряет восприятие, обеспечивает высокий интерес и внимание, и, вовлекая в ход драматизированных событий, инициирует реальные переживания и реальную интеллектуальную активность воспитанника (16).

Достоинством драматизации является возможность в игровой ситуации почувствовать, как ведут себя люди в неизвестных ранее условиях, не связанные стандартными предрассудками и стереотипами. По законам ролевого действия, человек преодолевает трудности, вступает в конфликты, ведет внутренние диалоги с собой и другими. Говоря о театре как о наиболее распространенном виде детского творчества, Л. С. Выготский отмечал, что драма, основанная на действии, наиболее близко связывает художественное произведение с личным переживанием и всякая драматизация близка игре (3). Драматизация отражает способ разрешения конфликтной ситуации за счет творческого принятия личностью позиций и отношений, которые ей были раньше не свойственны и не характерны. Драматический конфликт выступает и как средство, и как способ моделирования процесса действительности, раскрывающий сущность изображаемого явления.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Школа-центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии
Среди открывшихся за последнее время в С. - Петербурге учреждений нового типа есть школа-центр (Невский р-н), работающая на стыке педагогики и медицины. Статистика показывает, что количество обращений к психологам, психиатрам и невропатологам по поводу различного рода нарушений у детей с каждым год ...

Задачи и содержание работы по обучению детей раннего возраста конструированию из строительного материала
Программа конструктивной деятельности предусматривает в 1 младшей группе только конструирование из строительного материала. Для обучения детей раннего возраста конструированию используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин и трехгранных призм, строительного материала М.П. Агаповой, а также строител ...

Роль учебной отметки
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка. По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знани ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru