Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное общение регулируется режимом отбывания наказания и правилами внутреннего распорядка, неофициальное — нормами «другой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в определении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.
Несмотря на большое количество группировок все осужденные делятся на две основные группы:
— с высоким статусом — устойчивые, «пацаны»;
— с низким статусом — отверженные, «опущенные», «обиженные» .
Каждая из этих групп имеет собственные группировки, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.
Статус новичка в воспитательной колонии обычно определяется путем «прописки». Новенького проверяют на находчивость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существует определенный риск для здоровья испытуемого.
Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.
Итак, характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних обусловлена следующими особенностями:
1. возрастные особенности
— бурное физическое развитие организма,
— нравственная неустойчивость,
— неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),
— процесс интенсивного формирования воли,
— противоречивость мировоззрения;
2. педагогическая и нравственная запущенность
— наличие неорганизованного свободного времени,
— низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;
3. проблемы в семье
— отсутствие родителей или неполная семья,
— антиобщественные проявления родителей, родственников;
— разрыв родственных связей;
4. мотивы совершения преступлений
— иметь то, чего не может купить,
— продемонстрировать взрослость, получить одобрение группы,
— слабое осознание того, что совершает преступление;
5. склонность к девиантному поведению
6. подчиненность взрослым преступникам
7. низкая правовая культура
8. противодействие воспитанию и режиму учреждения
9. возможность адаптирования к условиям учреждения
10. стратификация осужденных (статусно-ролевые отношения)
11. отсутствие определенных жизненных планов.
Таким образом, несовершеннолетние осужденные — это лица с незавершенным процессом социализации личности, предполагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приобщение к системе социальных связей и отношений и т. д. Вместе с тем направление подростка, признанного виновным в совершении преступления, в исправительное учреждение закрытого типа, каким является воспитательная колония, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изоляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении несовершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окружения, в силу чего необходима их изоляция от общества. Возникает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его социализации.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматриваться как эффективный путь решения проблем роста масштабов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступности — это прежде всего проблема социальная. Уровень преступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться порождающие ее социальные факторы.
Статьи по педагогике:
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...
Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...
Состояние педагогического обеспечения
развития творчества студентов в современной системе педагогического вуза
Выявленные методологические позиции и выработка представлений о значении развития творчества для подготовки специалистов в высшей педагогической школе, а также обоснование теоретических положений о необходимых и достаточных условиях, обеспечивающих наибольшую эффективность этого развития, в том чис ...