Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков

Страница 8

Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное об­щение регулируется режимом отбывания наказания и правила­ми внутреннего распорядка, неофициальное — нормами «дру­гой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в определении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.

Несмотря на большое количество группировок все осужден­ные делятся на две основные группы:

— с высоким статусом — устойчивые, «пацаны»;

— с низким статусом — отверженные, «опущенные», «оби­женные» .

Каждая из этих групп имеет собственные группировки, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.

Статус новичка в воспитательной колонии обычно определя­ется путем «прописки». Новенького проверяют на находчи­вость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существу­ет определенный риск для здоровья испытуемого.

Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.

Итак, характеристика личности и групп осужденных несо­вершеннолетних обусловлена следующими особенностями:

1. возрастные особенности

— бурное физическое развитие организма,

— нравственная неустойчивость,

— неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),

— процесс интенсивного формирования воли,

— противоречивость мировоззрения;

2. педагогическая и нравственная запущенность

— наличие неорганизованного свободного времени,

— низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;

3. проблемы в семье

— отсутствие родителей или неполная семья,

— антиобщественные проявления родителей, родственников;

— разрыв родственных связей;

4. мотивы совершения преступлений

— иметь то, чего не может купить,

— продемонстрировать взрослость, получить одобрение груп­пы,

— слабое осознание того, что совершает преступление;

5. склонность к девиантному поведению

6. подчиненность взрослым преступникам

7. низкая правовая культура

8. противодействие воспитанию и режиму учреждения

9. возможность адаптирования к условиям учреждения

10. стратификация осужденных (статусно-ролевые отноше­ния)

11. отсутствие определенных жизненных планов.

Таким образом, несовершеннолетние осужденные — это лица с незавершенным процессом социализации личности, предпо­лагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приоб­щение к системе социальных связей и отношений и т. д. Вместе с тем направление подростка, признанного виновным в совер­шении преступления, в исправительное учреждение закрыто­го типа, каким является воспитательная колония, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изо­ляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении не­совершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окруже­ния, в силу чего необходима их изоляция от общества. Возни­кает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его социализа­ции.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматри­ваться как эффективный путь решения проблем роста масшта­бов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступ­ности — это прежде всего проблема социальная. Уровень пре­ступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться по­рождающие ее социальные факторы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха
Дети со слуховой депривацией уже на ранних этапах онтогенеза отстают от слышащих сверстников в развитии воображения, однако при наличии коррекционного обучения высокого качества учащиеся с нарушением слуха могут не только продемонстрировать аналогичный уровень развития воображения по сравнению с но ...

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...

Психология и педагогика младшего школьника
Младший школьник (от 7(6) до 10 лет). Приход ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: он был большим и старшим в детском саду и во дворе, среди малышей, у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, ведущей деятельностью была игра. В школе он стал самым ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru