Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное общение регулируется режимом отбывания наказания и правилами внутреннего распорядка, неофициальное — нормами «другой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в определении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.
Несмотря на большое количество группировок все осужденные делятся на две основные группы:
— с высоким статусом — устойчивые, «пацаны»;
— с низким статусом — отверженные, «опущенные», «обиженные» .
Каждая из этих групп имеет собственные группировки, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.
Статус новичка в воспитательной колонии обычно определяется путем «прописки». Новенького проверяют на находчивость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существует определенный риск для здоровья испытуемого.
Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.
Итак, характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних обусловлена следующими особенностями:
1. возрастные особенности
— бурное физическое развитие организма,
— нравственная неустойчивость,
— неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),
— процесс интенсивного формирования воли,
— противоречивость мировоззрения;
2. педагогическая и нравственная запущенность
— наличие неорганизованного свободного времени,
— низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;
3. проблемы в семье
— отсутствие родителей или неполная семья,
— антиобщественные проявления родителей, родственников;
— разрыв родственных связей;
4. мотивы совершения преступлений
— иметь то, чего не может купить,
— продемонстрировать взрослость, получить одобрение группы,
— слабое осознание того, что совершает преступление;
5. склонность к девиантному поведению
6. подчиненность взрослым преступникам
7. низкая правовая культура
8. противодействие воспитанию и режиму учреждения
9. возможность адаптирования к условиям учреждения
10. стратификация осужденных (статусно-ролевые отношения)
11. отсутствие определенных жизненных планов.
Таким образом, несовершеннолетние осужденные — это лица с незавершенным процессом социализации личности, предполагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приобщение к системе социальных связей и отношений и т. д. Вместе с тем направление подростка, признанного виновным в совершении преступления, в исправительное учреждение закрытого типа, каким является воспитательная колония, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изоляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении несовершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окружения, в силу чего необходима их изоляция от общества. Возникает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его социализации.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматриваться как эффективный путь решения проблем роста масштабов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступности — это прежде всего проблема социальная. Уровень преступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться порождающие ее социальные факторы.
Статьи по педагогике:
Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста
Самооценка – элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к се ...
Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...
Арифметическая задача. Виды арифметических задач
В окружающей нас жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними,— это задачи. Рассмотрим простую задачу на движение. Легковая машина была в пути 4 ч и шла со скоростью 56 км в час. Какое расстояние прошла машина? К ...