Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков

Страница 8

Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное об­щение регулируется режимом отбывания наказания и правила­ми внутреннего распорядка, неофициальное — нормами «дру­гой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в определении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.

Несмотря на большое количество группировок все осужден­ные делятся на две основные группы:

— с высоким статусом — устойчивые, «пацаны»;

— с низким статусом — отверженные, «опущенные», «оби­женные» .

Каждая из этих групп имеет собственные группировки, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.

Статус новичка в воспитательной колонии обычно определя­ется путем «прописки». Новенького проверяют на находчи­вость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существу­ет определенный риск для здоровья испытуемого.

Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.

Итак, характеристика личности и групп осужденных несо­вершеннолетних обусловлена следующими особенностями:

1. возрастные особенности

— бурное физическое развитие организма,

— нравственная неустойчивость,

— неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),

— процесс интенсивного формирования воли,

— противоречивость мировоззрения;

2. педагогическая и нравственная запущенность

— наличие неорганизованного свободного времени,

— низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;

3. проблемы в семье

— отсутствие родителей или неполная семья,

— антиобщественные проявления родителей, родственников;

— разрыв родственных связей;

4. мотивы совершения преступлений

— иметь то, чего не может купить,

— продемонстрировать взрослость, получить одобрение груп­пы,

— слабое осознание того, что совершает преступление;

5. склонность к девиантному поведению

6. подчиненность взрослым преступникам

7. низкая правовая культура

8. противодействие воспитанию и режиму учреждения

9. возможность адаптирования к условиям учреждения

10. стратификация осужденных (статусно-ролевые отноше­ния)

11. отсутствие определенных жизненных планов.

Таким образом, несовершеннолетние осужденные — это лица с незавершенным процессом социализации личности, предпо­лагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приоб­щение к системе социальных связей и отношений и т. д. Вместе с тем направление подростка, признанного виновным в совер­шении преступления, в исправительное учреждение закрыто­го типа, каким является воспитательная колония, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изо­ляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении не­совершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окруже­ния, в силу чего необходима их изоляция от общества. Возни­кает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его социализа­ции.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматри­ваться как эффективный путь решения проблем роста масшта­бов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступ­ности — это прежде всего проблема социальная. Уровень пре­ступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться по­рождающие ее социальные факторы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информаци ...

Состояние функциональной валеологической диагностики в школах, возможные пути решения проблемы
Школа – наиболее значимый общественный институт, максимально приближенный к молодежи. Но она решает образовательные задачи почти без учета проблем со здоровьем учеников. У нее нет, прежде всего, диагностических возможностей для его первичной диагностики. Хотя необходимо следить за динамикой показат ...

Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru