Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков

Страница 4

Характеристика личности несовершеннолетнего осужденно­го во многом обусловлена особенностями подросткового возра­ста, который отличается бурным физическим развитием орга­низма, энергией, инициативностью, активностью личности. Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преоблада­ние процессов возбуждения над торможением могут служить причиной нарушения дисциплины. Несовершеннолетние осуж­денные весьма восприимчивы к внешним воздействиям, причем как к положительным, так и к отрицательным. Восприимчи­вость и впечатлительность являются теми внутренними услови­ями, которые способствуют формированию основ мировоззре­ния, черт характера, свойств и качеств личности. Некритичес­кое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних осужденных, которая снижает эффективность социальной ре­гуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. В то же время нрав­ственная неустойчивость, стремление к «легкой и красивой» жизни, повышенная чувствительность к ситуационным влия­ниям, низкий культурный уровень несовершеннолетних осуж­денных расшатывают моральную саморегуляцию настолько, что переход от безнравственных поступков к противоправным становится весьма легким и вероятным.

Влияние на поведение и деятельность в таком возрасте, безус­ловно, оказывает самооценка, которая в большинстве своем является либо завышенной, либо заниженной. Это объясняется тем, что часто успех вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неудача порождает чувство неуверенности и даже неполноценности. При завышенной самооценке поведение воспитанника базируется на желании доказать свою исключи­тельность, выделиться среди других. Такие осужденные мало прислушиваются к советам сотрудников колонии, ироничны к попыткам воспитателей пробудить в них стремление к нрав­ственному самоусовершенствованию. Заниженная самооценка осужденного приводит к регуляции его поведения преимуще­ственно внешними влияниями, зачастую случайными и неже­лательными, чему способствует неуверенность в себе, боязнь выглядеть хуже других.

У несовершеннолетних осужденных идет процесс интенсив­ного формирования воли и волевых качеств. В этот период вос­питанники, начиная осознавать себя как личность, способны к самовоспитанию, беря за образец сильных и волевых людей. Однако внешняя форма часто заслоняет у них содержание по­ступков, их нравственную направленность. В результате таким нравственным образцом (идеалом) становятся приверженцы уголовной романтики.

Для многих несовершеннолетних осужденных характерна противоречивость мировоззрения, проявляющаяся в непосле­довательности их взглядов и убеждений. Если эта непоследова­тельность осознается осужденными как недостаток, его легче переубедить в противоположном. Более педагогически и соци­ально запущенные несовершеннолетние осужденные стремятся выработать логическую последовательность своих ошибочных представлений, стараются аргументировано защитить их. Ра­бота с такой категорией подростков гораздо сложнее.

Несовершеннолетние проявляют большую склонность к об­щению и практически все свободное время проводят в группах. Отсюда и преступность их, как правило, носит групповой харак­тер. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст несовер­шеннолетних преступников, тем больше состав группы.По мере взросления количество членов

группы уменьшается, и в возра­сте 16-18 лет группа, обычно, состоит из 2-3 человек.

Как показывают социологические исследования, проводи­мые в воспитательных колониях, подавляющая часть тех, с кем общались подростки до осуждения, состояла на учете в мили­ции. Они мало увлекались чтением, музыкой. Лишь немногие проявляли интерес к спорту. Более 70% несовершеннолетних осужденных, как показали исследования, имели до осуждения 5-8 часов свободного времени, ничем не занятого (ни школой, ни работой, ни выполнением домашних обязанностей и т. п.). В то же время их образовательный уровень обычно отстает на 2-3 класса; увеличилось число подростков вообще неграмот­ных. Несовершеннолетние осужденные, в основном, не имеют спе­циальности, у большинства нет стажа работы. Нередко избыток свободного времени ведет к тому, что они приобщаются к алко­голю, наркотикам, рано начинают вести половую жизнь, что отвлекает их от общественно полезных занятий, часто приводит к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе, работе и, в конечном счете, к совершению преступления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

План занятий математического кружка учащихся 6-х классов и методические рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. План занятий математического кружка учащихся 6-х классов: задачи на делимость; признаки делимости на 3 и на 9; признаки делимости на 7, на 11, на 13; прямая и обратная пропорциональность; ...

Выявление сформированности представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни. Задачи: 1. Подобрать и описать методики по изучению формирования представлений о множестве у детей четвертого года жизни. 2. Изучить представления о множестве у детей четвертого года жизни. 3. Сравнить, проанали ...

Дошкольная педагогика Франции
Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создал ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru