Эти показатели, с нашей точки зрения, являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в последующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в семье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют, по нашему убеждению, о желании или противодействии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение.
Обобщая опыт работы социальных педагогов СШ …, мы здесь прогнозируем возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя, по нашему мнению — это значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно полезные ценности, «перекрыть» каналы социально негативного воздействия, помочь создать благоприятные условия для правомерного поведения с реальным изменением внешней среды. Критерием для социально-педагогического прогноза у нас служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитательной работе и т. д.
Выбор методов индивидуального профилактического воздействия, мы осуществляем, с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.
К числу важнейших методических приемов стимулирования мы отнесим: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой затраты сил и времени.
Приемы метода торможения нами рекомендуется выражать в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму общественного требования к поведению человека, в которой одновременно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. Однако и само поведение несовершеннолетнего мы полагаем нельзя рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение необходимо каждому индивиду повседневно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организации.
В целом торможение, по нашему убеждению, призвано выполнять три основные функции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, устранить эти недостатки саморегулированием поведения. Указанные моменты в перевоспитании молодого правонарушителя сложно разграничить между собой. Они тесно переплетены, взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достигнуть многого в осуществлении поставленной цели — перевоспитания молодого человека, воспитания в нем общественно-полезных, социально значимых черт характера.
Далее определим средства, соответствующие целям и учитывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или общественное воздействие, не могут быть признаны всегда абсолютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, так как личность ребенка в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.
Статьи по педагогике:
Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих
школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...
Положение теории гуманитаризации математического образованя
Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения матем ...
Требования к оформлению приложений
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с нов ...