Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Страница 2

Эти показатели, с нашей точки зрения, являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в пос­ледующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в се­мье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют, по нашему убеждению, о желании или противодей­ствии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение.

Обобщая опыт работы социальных педагогов СШ …, мы здесь прогнозируем возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя, по нашему мнению — это значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно полезные цен­ности, «перекрыть» каналы социально негативного воздей­ствия, помочь создать благоприятные условия для правомерно­го поведения с реальным изменением внешней среды. Критери­ем для социально-педагогического прогноза у нас служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитатель­ной работе и т. д.

Выбор методов индивидуального профилактического воздей­ствия, мы осуществляем, с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К числу важнейших методических приемов стимулирования мы от­несим: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благо­дарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой зат­раты сил и времени.

Приемы метода торможения нами рекомендуется выражать в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму обще­ственного требования к поведению человека, в которой одно­временно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предуп­реждение на будущее в целях предотвращения возможного по­вторения поступка. Однако и само поведение несовершенно­летнего мы полагаем нельзя рассматривать вне связи с формированием при­вычки тормозить себя. Торможение необходимо каждому индивиду повсед­невно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привыч­ку, выражаться в каждом физическом и психическом движе­нии, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организа­ции.

В целом торможение, по нашему убеждению, призвано выполнять три основные фун­кции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпи­мость, устранить эти недостатки саморегулированием поведе­ния. Указанные моменты в перевоспитании молодого правона­рушителя сложно разграничить между собой. Они тесно пере­плетены, взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достиг­нуть многого в осуществлении поставленной цели — перевоспитания молодого человека, воспитания в нем общественно-полез­ных, социально значимых черт характера.

Далее определим средства, соответствующие целям и учи­тывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или об­щественное воздействие, не могут быть признаны всегда абсо­лютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, так как личность ребенка в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В.Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А. Методические рекомендации разработаны с ...

Образование женщин в XIX веке
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в те ...

Формирование представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Разработать серию игр и игровых упражнений по формированию представлений о множестве у детей четвертого года жизни, апробировать их на практике. Задачи: 1. Подобрать и разработать серию игр и игровых упражнений по формированию у детей четвертого года жизни представлений о множестве 2. Апробир ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru