Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Страница 2

Эти показатели, с нашей точки зрения, являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в пос­ледующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в се­мье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют, по нашему убеждению, о желании или противодей­ствии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение.

Обобщая опыт работы социальных педагогов СШ …, мы здесь прогнозируем возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя, по нашему мнению — это значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно полезные цен­ности, «перекрыть» каналы социально негативного воздей­ствия, помочь создать благоприятные условия для правомерно­го поведения с реальным изменением внешней среды. Критери­ем для социально-педагогического прогноза у нас служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитатель­ной работе и т. д.

Выбор методов индивидуального профилактического воздей­ствия, мы осуществляем, с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К числу важнейших методических приемов стимулирования мы от­несим: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благо­дарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой зат­раты сил и времени.

Приемы метода торможения нами рекомендуется выражать в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму обще­ственного требования к поведению человека, в которой одно­временно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предуп­реждение на будущее в целях предотвращения возможного по­вторения поступка. Однако и само поведение несовершенно­летнего мы полагаем нельзя рассматривать вне связи с формированием при­вычки тормозить себя. Торможение необходимо каждому индивиду повсед­невно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привыч­ку, выражаться в каждом физическом и психическом движе­нии, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организа­ции.

В целом торможение, по нашему убеждению, призвано выполнять три основные фун­кции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпи­мость, устранить эти недостатки саморегулированием поведе­ния. Указанные моменты в перевоспитании молодого правона­рушителя сложно разграничить между собой. Они тесно пере­плетены, взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достиг­нуть многого в осуществлении поставленной цели — перевоспитания молодого человека, воспитания в нем общественно-полез­ных, социально значимых черт характера.

Далее определим средства, соответствующие целям и учи­тывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или об­щественное воздействие, не могут быть признаны всегда абсо­лютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, так как личность ребенка в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Применение методов Е.Б. Вахтангова в современных педагогических ВУЗах
Традиционной особенностью российской системы образования является ее профессиональная направленность. Между тем изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе высшего педагогического образования. И тому есть причины. В частности, паден ...

Культура - среда, созданная человеком и формирующая человека
Человек — существо природное, но живет не только в природной среде, но и в искусственном, надприродном мире культуры. Образование может быть рассмотрено в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры. Каждое новое поколение и новый человек приобретают опыт и знания б ...

Факторы развития ребенка
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо­дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж­де всего окружающая человека естественная и социальная сре­да, а также спе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru