Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста

Страница 2

Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания, по мнению А.В. Захаровой. Школьная жизнь требует от ребёнка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребёнка ко многому в его повседневной жизни.

В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрываются в ряде исследований Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкина. Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношении школьников к педагогической оценке, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Даже отрицательная оценка (заслуженная) оценка более полезна для самооценки чем «неопределенная оценка». Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношения к нему. В его жизни возникают новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счёта. Большое влияние на него оказывает учитель, который даёт знания. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место.

Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремление к успеху. Важно, чтобы учитель в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь используя приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём. Он укрепляет и поднимает и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Л.Ю. Фомина отмечает: «Опытный учитель не захваливает отличников, особенно тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, а поощряет малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика».

Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей, младший школьник оценивает себя – в отношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны – часто бывает и наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребёнка, чем о действительном положении дел. Новая роль ребёнка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было.

У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление школьника проявить своё новое положение среди людей, осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений и других (учителей сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности.

В школе ребёнок встречается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми – это путь к формированию у них общественной направленности личности. С возрастом ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки. М.И. Дьяченко считает: «Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Формирование и контроль знаний младших школьников на уроках физической культуры
В 2008-2009 учебном году на всех ступенях общего образования используется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Основные содержательные линии программы физического воспитания реализуется в двух направления – развитие двигательных умений и навыков, развитие и совершенст ...

Неуспеваемость глазами психолога
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех сл ...

История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru