Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста

Страница 3

В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как относится к достижениям других. На протяжении школьного обучения, уже в начальных классах, смысл отметки для ребёнка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, требованиями, которые сам школьник себе предъявляет. Отношение ребёнка к оценке его достижений всё больше и больше связывается с потребностью иметь, возможно, более достоверное представление о самом себе.

В.С. Мухина отмечает: «Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребёнком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности». Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: «на первом дети, оценивания себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности».

Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития. Формирование у ребёнка определённого круга ценностей происходит не только в школе. Ребёнок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, из таких источников информации, как радио и телевидение. Часть оценок переносится ребёнком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Уровнем притязаний называют уровень образа «Я» проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой». Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работой и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определённый уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, зависит от того, чем занимается ребёнок и насколько это для него значимо.

Л.Ю. Фомина отмечает: «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная, устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в строну неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя». Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.

Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка – позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих».

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение. В работе «Что виляет на формирование самооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на своё будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Распределение учебного материала по отдельным урокам
При распределении материала темы по отдельным урокам необходимо учитывать: продолжительность вводного инструктажа; степень сложности заданий и видов работ, которые должны освоить учащиеся; степень новизны этих заданий и работ для учащихся; переводной коэффициент норм времени; последовательность опе ...

Особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А ...

Психология и педагогика подросткового возраста
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся систе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru