Опорные конспекты, схемы и таблицы по теме «Халькогены»

Образование и воспитание » Сера и ее соединения на уроках химии и экологии » Опорные конспекты, схемы и таблицы по теме «Халькогены»

Страница 5

3. Физические свойства. Серная кислота — бесцветная, тяжелая (r =1,84 г/см3), нелетучая жидкость. При растворении ее в воде происходит очень сильное разогревание. Помните, что нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту (рис. 2)! Концентрированная серная кислота поглощает из воздуха водяные пары. В этом можно убедиться, если открытый сосуд с концентрированной серной кислотой уравновесить на весах: через некоторое время чашка с сосудом опустится.

Рис. 2. Приготовление раствора серной кислоты

4. Химические свойства. Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для кислот и специфическими (табл. 7).

Таблица 7

Химические свойства серной кислоты

Общие с другими кислотами

Специфические

1. Водный раствор изменяет окраску индикаторов.

1. Концентрированная серная кислота — сильный окислитель: при нагревании она реагирует почти со всеми металлами (искл. Аu, Pt и нек. др.). В этих реакциях в зависимости от активности металла и условий выделяются SO2, H2S, S, например:

Cu+2H2SO4 CuSO4+SO2­ +2H2O

2. Разбавленная серная кислота реагирует с металлами:

H2SO4+Zn ® ZnSO4+H2­

2H+ + SO42-+Zn0 ® Zn2+ + SO42- +H20­

2H+ + Zn0 ® Zn2+ + H20­

2. Концентрированная серная кислота энергично реагирует с водой с образованием гидратов:

H2SO4 + nH2O ® H2SO4 × nН2О+ Q

Концентрированная серная кислота способна отщепить от органических веществ водород и кислород в виде воды, обугливая органические вещества

3. Реагирует с основными и амфотерными оксидами:

H2SO4 + MgO ® MgSO4 + H2O

2H++SO42-+MgO®Mg2++SO42-+H2O

2H+ + MgO ® Mg2+ + H2O

3. Характерной реакцией на серную кислоту и ее соли является взаимодействие с растворимыми солями бария:

Н2SО4 + ВаСl2 ® BaSO4¯ +2HCl

2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- ® BaSO4¯ + 2Н+ + 2Сl-

Ba2+ + SO42- ® BaSO4¯

Выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в концентрированной азотной кислоте

4. Взаимодействует с основаниями:

H2SO4 + 2KOH ® K2SO4 + 2H2O

2H+ + SO42- + 2K+ + 2OH- ®

® 2K+ + SO42- + 2H2O

2H+ + 2OH- ® 2H2O

Если кислота взята в избытке, то образуется кислая соль:

H2SO4+NaOH ® NaHSO4+H2O

5. Реагирует с солями, вытесняя из них другие кислоты:

3H2SO4+Ca3(PO4)2 ®3CaSO4+2H3PO4

Применение. Серную кислоту широко применяют (рис. 3), она является основным продуктам химической промышленности.

Рис. 3. Применение серной кислоты: 1 – получение красителей; 2 – минеральных удобрений; 3 – очистка нефтепродуктов; 4 – электролитическое получение меди; 5 – электролит в аккумуляторах; 6 – получение взрывчатых веществ; 7 – красителей; 8 – искусственного шелка; 9 — глюкозы; 10 — солей; 11 – кислот.

Серная кислота образует два ряда солей — средние и кислые:

Na2SО4 NaHSО4

сульфат натрия гидросульфат натрия

(средняя соль) (кислая соль)

Соли серной кислоты широко используют, например, Na2SO4×10H2O – кристаллогидрат сульфата натрия (глауберова соль) применяют в производстве соды, стекла, в медицине и ветеринарии. CaSO4×2H2O – кристаллогидрат сульфата кальция (природный гипс) – применяют для получения полуводного гипса, необходимого в строительстве, а в медицине – для накладывания гипсовых повязок. CuSO4×5H2O – кристаллогидрат сульфата меди (II) (медный купорос) – используют в борьбе с вредителями растений.

III. Закрепление нового материала

1. Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делают, почему сосуд нельзя заполнять кислотой доверху?

2. Концентрированная серная кислота при нагревании реагирует с ртутью и серебром, подобно тому, как она реагирует с медью. Составьте уравнения этих реакций и укажите окислитель и восстановитель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...

Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...

Психологические основы контроля знаний учащихся
В 80-х гг. XX века работники образования постепенно стали приходить к выводу, что необходимо в условиях тогда еще советской школы выдвинуть на первый план качество знаний школьников. Действительно, незачем даже ставить перед собой другие проблемы, существующие в школе, не решив сначала этот вопрос. ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru