Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Образование и воспитание » Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Страница 2

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависит успешное решение задач начального периода обучения. По данным Франк и соавт. (2003), студенты, как правило, адаптируются к учебе в вузе лишь к концу третьего курса, а наибольший отсев происходит на первом курсе. По данным исследователей, 89% студентов I–IV курсов начинают учебный год в состоянии негативного стресса.

Адаптация студентов является актуальной проблемой, которой посвящено значительное число научных работ. В частности, адаптационные возможности организма были исследованы у студентов-первокурсников, позволившие оценить у них физиологическую и психологическую адаптацию, были изучены социально-психологические факторы психологической адаптации студентов к обучению в ВУЗе, определялись различные показатели социальной и психологической адаптации в процессе учебной деятельности у студентов с разным уровнем нервно-психического здоровья. Установлена роль индивидуального стиля познания, типа функциональной автономной регуляции и особенности психологической адаптации. Многочисленные работы, посвященные различным аспектам адаптации студентов показали, что если процесс адаптации не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением в ВУЗе и нарушений психических функций (мышление, внимание, память, восприятие) происходит по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей дезадаптации, начинаются нарушения со стороны здоровья. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности.

Важнейшим фактором окружающей среды является климат. Смена климата может вызвать расстройство сна, головную боль, повышение кровяного давления, обострить хронические заболевания. Повышение и понижение температуры, изменение влажности воздуха, колебания атмосферного давления, особенности светового дня могут вызвать плохое настроение и дискомфорт.

Рядом авторов в своих исследованиях были показаны особенности течения адаптационных процессов у студентов в различных климатогеографических регионах России. Временная адаптация у студентов к условиям средней полосы России оценивалась по результатам функциональных тестов дыхательной, сердечнососудистой и репродуктивной системы. Временные факторы оказывали влияние на циркадные ритмы, отражая хронобиологические особенности физиологической адаптации и акклиматизации.

Физическое состояние студенческой молодежи в экологических условиях Европейского Севера России существенно отличалось. У них регистрировался более высокий уровень респираторных инфекций . Уровень нервно-психического напряжения у студентов старших курсов медицинских учебных заведений разных регионов оказался неодинаковым, обусловливая характер физиологической адаптации. Установлены эколого-физиологические и популяционные особенности формирования функциональных резервов сердца и дыхания в процессе адаптации к учебной деятельности в вузе.

В формировании индивидуальной адаптации организма участвуют различные физиологические механизмы: образуются условные рефлексы, охватывающие изменения в отдельных органах и системах, при этом создается новый динамический стереотип деятельности, соответствующий новым условиям среды; формируются определенные формы «вегетативной памяти», включающей как центральные изменения, так и изменения в тканях. Процесс адаптации к новым условиям сопровождается изменением обмена веществ, кислородного режима, при этом повышается устойчивость организма к гипоксии либо путем увеличения доставки кислорода к тканям, либо путем изменения метаболизма. В процессе адаптации большую роль играет эндокринная система, в частности надпочечники. Начальный этап адаптационной реакции возникает непосредственно после начала действия раздражителя и, следовательно, может реализоваться лишь на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов. «Долговременный» этап адаптации возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды. Он развивается на основе многократной реализации «срочной» адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество – из неадаптированного превращается в адаптированный. Более сложная адаптация к окружающей действительности, развивающаяся в процессе обучения на основе памяти мозга и проявляющаяся возникновением новых устойчивых временных связей и их реализации в виде соответствующих поведенческих реакций. Переход от «срочного» этапа к «долговременному» делает возможной постоянную жизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся биологической и социальной среде. Принято считать, что здоровый организм, обладая достаточным запасом функциональных возможностей, отвечает на стрессорное воздействие обычным, нормальным, так называемым рабочим напряжением регуляторных систем. Однако, даже в условиях покоя напряжение регуляторных систем может быть высоким, если человек не имеет достаточных функциональных резервов. В частности, это может выражаться высокой вариабельностью сердечного ритма, характерной для повышенного тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Было установлено, что напряжение, которое испытывали системы организма студентов под влиянием учебной нагрузки в университете, сопровождались активацией нервной и гуморальной систем регуляции, что мобилизовало в первую очередь кровообращение, дыхание и психику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения
В основе характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода, разработанная в советской психологии. Учение – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Для человека характерна одновременно с предметной и внутренняя психическая де ...

Стресс
Всякий раз, когда человек подвергается непривычно сильной нагрузке. Он проходит через три стадии: вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает и обретает "второе дыхание" и, наконец, теряет силы и вынужден прекратить работу. Такая трехфазная реакция является общим законом - это общи ...

Особенности функционального базиса письма
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Многими исследованиями установлено, что низкий уровень р ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru