Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Образование и воспитание » Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Страница 5

Все исследования выполнялись в октябре-ноябре 2009 года. В марте 2010 года студенты повторно выполняли теппинг-тест.

ССС является обязательным участником приспособительных реакций к условиям внешней среды. В Вузе первокурсникам в первую очередь необходимо приспособиться к большим учебным нагрузкам, объему информации, продолжительности учебного дня. В связи с этим мы сочли необходимым провести изучение ССС при адаптации к условиям обучения в РостГМУ.

Результаты исследования показали, что ЧСС в течение учебного дня у студентов 1 группы изменяется в меньшей степени, чем у студентов 2 группы. Сравнивая показатели ЧСС до и после занятий, было установлено, что у 48% юношей из РО ЧСС оставалась без изменений – нормотоническая реакция (НТ) либо незначительно снижалась концу учебного дня (у 18% студентов этой группы), что связано с умеренным влиянием парасимпатического звена ВНС (ВТ) (рис1). Такая направленность изменений сохранялась в течение всей недели, что позволяет предполагать переход организма на экономный режим энергетических трат, связанный с интеллектуальной деятельностью студентов. У 22% жителей РО отмечалось умеренное повышение ЧСС после занятий. Эту реакцию мы также расценивали, как благоприятную, поскольку умеренная активация симпатического (СТ) звена повышает возбудимость нервной системы, способствует высокой умственной и физической работоспособности. И 12% ростовчан имели неблагоприятную реакцию ССС на учебную нагрузку, которая проявлялась выраженной симпатической асимметрией после занятий (ЧСС повышалась более, чем на 12 уд/мин). Длительная симпатикотония может стать причиной истощения адаптационного потенциала привести к нарушению здоровья.

По результатам орто-клиностатической пробы у жителей Ростова и РО (1 группа) было установлено два типа реагирования вегетативной нервной системы на дневные нагрузки, тогда как у жителей Северокавказского региона (2 группа) – три типа реакции, два из которых были такими же, как у юношей 1 группы. Первый тип реагирования вегетативной нервной системы на дневные нагрузки в течение недели мы расценивали как наиболее благоприятный. Он проявлялся удержанием симпатического тонуса, как в течение дня, так и в течение всей недели. Второй тип реагирования вегетативной нервной системы был противоположен первому – т.е. отмечалось повышение симпатической регуляции сердечной деятельности при относительно постоянной активности ваготонических реакций.

Рис. 1. Влияние учебной нагрузки на вегетативную регуляцию ЧСС у студентов, жителей РО

У студентов 2 группы характер изменения ССС несколько отличался от студентов 1 группы. Так у 38% жителей СКР адаптации ССС к учебным нагрузкам протекала неблагоприятно, на что указывала выраженная симпатическая асимметрия у 21% студентов (значения ЧСС после учебы были выше утренних более, чем на 12–15 уд/мин). Еще у 17% юношей этой группы направленность изменения ЧСС менялась в течение недели, т.е. отмечались дни с повышением этого показатели, и дня со снижением ЧСС после учебы. Такие изменения мФ определила как вегетативный дисбаланс (рис. 2).

Рис. 2 Влияние учебной нагрузки на вегетативную регуляцию ЧСС у студентов, жителей СКР

Оценка функционального резерва ССС в ортостатической пробе показала, что в утренние часы у всех испытуемых обеих групп смена положения сопровождалась повышением ЧСС, при этом изменения показателя не превышали 12 уд/мин. Между тем, характер изменения ЧСС в вечерней клиностатической пробе был разным. Анализ этих изменений позволил выделить три основных варианта у испытуемых 1 группы, и большее разнообразие у студентов 2 группы.

Так у 88% жителей РО в течение недели отмечалась стабильность изменения ЧСС в вечернее время. У этих студентов при смене положения ЧСС либо снижалась не более, чем на 6 уд/мин (у 56%) – нормотоническая реакция, либо проявлялся выраженный ваготонический эффект (у 32%) – снижение ЧСС на 12–15 уд/мин (рис. 3). У 12% студентов симпатическая асимметрия сохранилась и в клиностатической пробе – через 10 мин. После перехода в положение «лежа» ЧСС оставалась такой же, как и в вертикальном положении. У двоих студентов несколько раз в неделю была установлена парадоксальная реакция – повышение ЧСС в положении «лежа» более, чем на 6 уд/мин. Как было установлено в последующем, оба студента жили в Ростовской области менее года и были уроженцами северных районов РФ (республика Коми и Восточная Сибирь)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Педагогическая антропология как методология педагогики
ХХ век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузк ...

Структура эмоциональных реакций дошкольника
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребено ...

Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru