Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Образование и воспитание » Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Страница 8

Рис. 9. Типы графиков теппинг-теста (Северный Кавказ, до и после занятия)

У 36% студентов скорость выполнения теппинг-теста соответствовала возрастной норме, однако график был неравномерным или нисходящим, что свидетельствует о быстрой утомляемости или слабой нервной системе.

После учебной нагрузки показатели теппинг-теста скорость выполнения задания стала ниже у студентов с неравномерным и нисходящим графиком, что указывает на накопление утомления в процессе выполнения умственной работы. Высокая утомляемость нервной системы говорит о возможности срыва механизмов адаптации. У студентов с равномерным и восходящим графиком теппинг-теста скорость выполнения задания осталась практически без изменений. Мы полагаем, что адаптация нервной системы за счет механизмов торможения будет протекать медленнее, но снижает риск срыва адаптации.

Низкие показатели теппинг-теста у студентов 2 группы дают основание полагать, что адаптация нервной системы к условиям обучения в РостГМУ у этих студентов проходит за счет охранительного торможения, которое защищает нервную систему от перегрузок. Установленное нами преобладание амбидекстров у представителей 2 группы и преимущественная левополушарность у студентов 1 группы также может быть одной из причин различий течения адаптации к учебной деятельности в Вузе у обследуемых студентов.

Кроме того, мы допускаем, что характер адаптации студентов к обучению в ВУЗе в определённой мере связан с латерализацией мозга. Проведённое нами исследование показало, что 62% студентов из Ростовской области имеют левополушарную симметрию, 14% – правополушарную симметрию, и 24% – амбидекстрию (рис. 10).

У студентов второй группы левополушарность и амбидекстрия представлены в равной мере. Кроме того, больше число студентов, имеюших слабо выраженную левополушарность, это значит, что детальное восприятие и анализ информации затруднено. (рис. 11)

Рис. 10. Моторная асимметрия рук у студентов 1 группы

Таким образом, результаты нашего исследования указывают на более медленную адаптацию студентов из отдалённых районов к обучению в нашем ВУЗе. Очевидно этот процесс завершится через 2–3 года обучения в Рост ГМУ и проживания в климатогеографических условиях Ростовской области.

Рис. 11. Моторная асимметрия рук у студентов 2 группы

Личностные психофизиологические характеристики также являются важным фактором, влияющим на адаптацию. Проведенное нами исследование личностной тревожности показало, что высокий уровень тревожности имели 19% выходцев из Кавказского региона, 81% – средний уровень тревожности, тогда как у всех юношей из Ростовской области уровень тревожности был средним. Но, несмотря на одинаковый бал анкеты у студентов 1 и 2 групп со средним уровнем тревожности, студенты из Северного Кавказа чаще отмечали сильное беспокойство и переживание (рис. 12).

РО Северокавказский ФО

Рис. 12. Показатели личностной тревожности у студентов 1 курса РостГМУ

Очевидно, одной из причин повышенной тревожности студентов 2 группы является комплекс социальных факторов, которые включают культуру, язык, религию, бытовые стереотипы. К тому же, юноши 2 группы реже могут встречаться с родными и близкими.

1. Адаптация ССС в начальный период обучения в РОстГМУ у большинства студентов из Ростовской области обеспечивается парасимпатическим отделом, у студентов из республик Северного Кавказа симпатическим отделом ВНС.

2. В период адаптации к условиям обучения РостГМУ резервные возможности дыхательной системы студентов из республик Северного Кавказа ниже, чем у студентов из Ростовской области.

3. Уровень личностной тревожности студентов из республик Северного Кавказа выше, чем у студентов из Ростовской области.

Обучение в Вузе, особенно в условиях внедрения инновационных технологий, требует от вчерашних школьников высокой активации психофизиологических процессов и сопровождается психоэмоциональным напряжением. Умственная деятельность становиться более интенсивной, чем в школе и требует освоения культуры умственного труда. Недостаточность навыков умственной работы является одной из ведущих проблем адаптации студентов, наиболее выраженной на начальных этапах обучения в виде дефицита времени. В вузах медицинского профиля эта проблема осложняется огромным объемом информации, который следует запоминать. Такие дисциплины, как анатомия, гистология требуют запоминания отдельных деталей, и, следовательно, активного вовлечения левого полушария. Возможно, особенности межполушарной асимметрии у студентов 2 группы является одной из причин, объясняющих особенности адаптации нервной системы к информационным нагрузкам через механизм охранительного торможения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Развитие дистанционного обучения в РБ
Анализ состояния системы дистанционного обучения (ДО) в Республике Беларусь, позволяет выявить, что в ряде учреждений образования Республики Беларусь (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский национал ...

Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова
Неудовлетворительное состояние преподавания литературы в школе: «несовершенство программы по литературе», «неопределенность целей, которые преследуют преподаватели», «отсутствие у оканчивающих школу литературного развития» подвигло В.В.Данилова к написанию методического труда «Литература как предме ...

Проект "А музыка звучит"
Глухим детям музыка позволяет не только гармонично войти в мир слышащих, но и обогатить его своим талантом, щедростью своей души, осветить его своим внутренним светом. Проект разработан Пермской Общественной социально-просветительской организацией "Согласие". Интеграция глухих детей в мир ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru