Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Образование и воспитание » Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Страница 3

Проблема изменения функционального состояния различных систем организма при психоэмоциональном напряжении уделяется большое внимание. Вегетативные проявления при этом широки и многообразны, но особый интерес вызывают взаимоотношения между ССС и дыхательной системами.

Велика роль системы кровообращения, как тонкого и чувствительного аппарата саморегуляции активно участвующего во всех проявления жизнедеятельности, обеспечивая доставку адекватного количества кислорода и питательных веществ и своевременного удаления отходов. Данная система с ее нейрогуморальным аппаратом реагирует на малейшие изменения потребности разных органов и систем и обеспечивает согласование кровотока в них с гемодинамическими параметрами на организменном уровне. Все это дает основание рассматривать систему кровообращения в качестве универсального индикатора адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма. Оценка деятельности ССС показательной и часто используемой является, так как, гемодинамические изменения в различных органах обычно возникают раньше метаболических и структурных изменений и изменения энергетических процессов в миокарде предшествуют снижению его сократительной способности, а значит и развитию нарушений кровообращения.

Проблеме изменения функционального состояния различных систем организма при психоэмоциональном напряжении уделяется большое внимание. Вегетативные проявления при этом широки и многообразны, но особый интерес вызывают взаимоотношения между ССС и дыхательной системами. Чувствительным индикатором психоэмоциональных напряжений считается дыхание, т. к. в эмоционально значимых ситуациях частота дыхания может превысить начальную в несколько раз, за счет уменьшения длительности как инспираторной, так и экспираторной фаз. Так, Геворкян с соавт. (2004) определили, что нарушение синхронизации сердцебиения и дыхания может отражать развивающееся напряжение. По-мнению А.Б. Шангина и В.И. Шостака (1992) структура межфункциональных связей разных уровней систем дыхания и ССС может свидетельствовать об оптимальности функционирования главных систем жизнеобеспечения в зависимости от степени стрессора и адаптационных возможностей организма

Многочисленными исследованиями показано, что выносливость к задержке дыхания зависит от возраста, положения тела, степени тренированности. В большинстве случаев применяется задержка дыхания на вдохе – проба Штанге, реже на выдохе – проба Генча. Часто в обследованиях используется сочетание задержки дыхания на вдохе с физическими нагрузками. При анализе механизма разной продолжительности задержки дыхания обращается внимание прежде всего на показатели ССС.

Во время задержки дыхания, когда принудительная вентиляция выключена, уровень кислорода в альвеолах падает по мере его выхода в кровь, уровень диоксида кислорода соответственно растет. Градиенты рО2 и рСО2 между альвеолами и кровью постепенно снижаются до такого уровня, при котором нормальная диффузия газов становится невозможной. Если поглощение кислорода тканями и выделение из них диоксида углерода за время задержки дыхания не меняются, изменение градиентов зависит, прежде всего, от объема воздуха в легких. В пробах Штанге и Генча при одном и том же объеме воздуха в легких позволяет определить изменение градиента О2 и СО2 в зависимости от уровня метаболизма в тканях. Т.е. при произвольной задержке дыхания в пробах Штанге и Генча запас кислорода в легочных объемах определяет возможность задерживать дыхание. Во время физической нагрузки отмечается увеличение времени в пробе Штанге, что объясняется повышением кислородной емкости крови после нагрузки, значительной вентиляцией легких и как, следствие снижение содержания двуокиси углерода в артериальной крови.

На уровне системы дыхания «срочный» этап адаптации характеризуется максимальной мобилизацией внешнего дыхания, проявляющейся неэкономным ростом легочной вентиляции вследствие увеличения частоты, но не глубины дыхания, дискоординацией между регионарным кровотоком в легких и вентиляцией соответствующих участков легочной ткани, а также дискоординацией между дыханием и движениями.

На уровне системы кровообращения происходит значительное, но недостаточное для длительного поддержания высокого уровня работы увеличение минутного объема сердца. При этом увеличение ЧСС также ограничено недостаточно быстрым восстановлением энергетического резерва сердечной мышцы во время диастолы и скоростью реализации самой диастолы. Одновременно на этой стадии происходит перераспределение кровотока в сторону преимущественного кровоснабжения работающей мускулатуры, сердца, мозга за счет внутренних органов и кожи. Реактивность ССС на физическую нагрузку так же зависит от периода обучения в ВУЗе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Требования к оформлению приложений
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с нов ...

Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»
Форма обучения по дисциплине «Природопользование» может быть как очной (дневной), так и заочной. При изучении учебной дисциплины «Природопользование» обращается внимание студентов СУЗов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использ ...

Обучение решению задач на движение с помощью схематического моделирования
На подготовительном этапе на основе движущихся моделей дети должны уяснить что значит двигаться навстречу друг другу и в противоположных направлениях. Необходимо познакомить детей с элементами чертежей к задачам на движение и научить их вычерчивать по условию задачи. 24 м ?, на 8 м < ? м После т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru