Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Образование и воспитание » Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Страница 4

На I курсе наблюдается наибольшая реактивность показателей ССС и максимальная длительность их восстановления. От I курса к III курсу обучения у студентов отмечается более благоприятная тенденция в динамике ЧСС и показателей синусового водителя сердечного ритма. Однако на II–III курсе систолическое и диастолическое давление было понижено, что характеризуется как артериальная гипотония, причем, на III курсе такое влияние встречается чаще, чем на I курсе.

В соответствии с концепцией о единой соматопсихологической природе человека, его адаптационные возможности и предрасположенность к различным заболеваниям коррелируют с принадлежностью к определенным конституциональным типам, которые определяются совокупностью морфологических и психофизиологических особенностей, полученных по наследству и приобретенных в течение жизни. Следовательно, адаптационные возможности индивидуума, состояние его здоровья следует оценивать и прогнозировать по характеру его и фенотипических, и психофизиологических проявлений.

Умственный труд студентов сопряжен с частым и быстрым переключением с одного объекта на другой, постоянной переадаптацией, необходимой для сохранения интенсивности и напряженности внимания, памяти, мышления, эмоций, тесного переплетения мыслительной деятельности и эмоционального напряжения при решении учебных задач. На создание «адаптивного резерва» организма, который может быть востребован в условиях нестандартных внешних воздействий, обстоятельств, требующих срочной мобилизации функциональных возможностей, оказывают большое влияние внешние и внутренние факторы .

С другой стороны, успешность усвоения учебной программы вуза зависит от силы нервной системы, подвижности нервных процессов, темперамента, свойств личности, уровня функционирования жизнеобеспечивающих структур организма.

Наряду с важностью психосоциальных факторов надо учитывать и биологические причины, функциональные взаимодействия полушарий мозга. Например, левополушарное доминирование может привести к сужению спектра проявления гибкости и психологической ригидности, замедлению восприятия и переработки поступающей извне информации, что сочетается с повышенной тревожностью, снижением самооценки, повышением интраверсии, возникновением неврозов, снижением поисковой активности. В то же время указывается, что повышение вовлеченности обоих полушарий головного мозга (билатеральность) в обеспечение церебральных функций способствует креативности (творческой потенции), ускорению переработки информации и адаптации. Считают, что билатеральность обеспечивает более быструю адаптацию к монотонии учебного процесса. Также отмечается, что решению задач начального периода обучения способствуют высокая работоспособность, интеллектуальная и творческая продуктивность.

На основании изложенного выше, целью

настоящего исследования явилось сравнительное изучение адаптации к условиям РостГМУ студентов, постоянно проживающих в республиках Северного Кавказа (СКР) и в Ростовской области (РО).

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

1. изучить функциональное состояние кардио-респираторной системы по показателям работы сердца и внешнего дыхания.

2. Изучить силу нервных процессов

3. Провести оценку личностных психофизиологических характеристик студентов.

В исследовании приняли участие 45 юношей в возрасте 17–21 года, которые в 2009 году стали студентами 1 курса Учебного военного центра ГОУ ВПО Ростовского государственного медицинского университета.

Обследуемые были разделены на две группы, в зависимости от места постоянного проживания. В первую группу (1 группа) вошли 27 юношей жителей Ростовской области (РО), вторая (2 группа) состояла из 18 юношей, проживающих в республиках Северного Кавказа (СК).

Оценку кардио-респираторной системы проводили с использованием функциональных проб.

В течение недели ежедневно утром проводили ортостатическую и вечером клиностатическую пробу. По полученным результатам строили график и определяли ведущий тип вегетативной регуляции сердечной деятельности. Кроме того, ЧСС измеряли до и после занятий.

Резервные возможности внешнего дыхания оценивали в пробах Штанге и Генча в состоянии покоя и после физической нагрузки, представленной 20 приседаниями за 30 сек.

Силу нервных процессов оценивали методом теппинг-теста. Тест выполняли в течение 60 сек. В каждом из шести квадратов испытуемые ставили максимальное число точек в течение 10 сек. Теппинг-тест выполняли дважды – перед занятиями и после. По графику теппинг-теста определяли силу нервных процессов, утомляемость, врабатывание.

Личностные психофизиологические характеристики определяли по уровню личностной тревожности с использованием анкеты Спилбергера-Ханина и моторную асимметрию рук по анкете Аннет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Культура - среда, созданная человеком и формирующая человека
Человек — существо природное, но живет не только в природной среде, но и в искусственном, надприродном мире культуры. Образование может быть рассмотрено в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры. Каждое новое поколение и новый человек приобретают опыт и знания б ...

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития
Проблемой изучения развития эмоциональной сферы занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие. В исследованиях этих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнит ...

Возрастные психологические особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамк ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru