Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Образование и воспитание » Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона

Страница 6

Рис. 3. Изменение ЧСС в клиностатической пробе у студентов, жителей РО

У испытуемых второй группы 33% имели стабильную нормотоническую реакцию на смену положения и 17% – ваготоническую. Оба типа реагирования можно расценивать как адекватную, что свидетельствует о достаточном адаптационном потенциале ССС у этих студентов (рис. 4).

У 21% студентов 2 группы отсутствовала однонаправленность изменений ЧСС при смене положения, однако, выраженной вегетативной асимметрии в ответе ССС не наблюдалось. В течение недели отмечались как незначительные изменения ЧСС в сторону снижения, так и сохранение показателей при переходе из вертикального положения в положение «лежа». Такой характер ответа ССС на клиностатическую пробу мы оценили как вегетативную нестабильность, а адаптацию, как относительно неблагоприятную. 29% студентов этой группы имели выраженную симпатическую асимметрию, которая проявлялась ЧСС выше 85 уд/мин. в вечернее время и через 10 мин. при переходе в положение «лежа» показатели оставались без изменения. Напряжение симпатического звена ВНС считается неблагоприятным прогнозом адаптации.

Рис. 4. Изменение ЧСС в клиностатической пробе у студентов, жителей СКР

Изучение системы дыхания, показало, что у представителей КР адаптация этой системы также протекает хуже, чем у жителей РО.

Так в состоянии покоя время задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у 84% студентов 1 группы соответствовало возрастной норме (60–75 сек. и 40–45 сек. соответственно), 7% имели показатели выше нормы, что объясняется систематическими занятиями спортом, и 9% имели показатели ниже возрастной нормы. Следует отметить, что у последних студентов имела место симпатическая асимметрия. Следовательно, длительное напряжение симпатического звена ВНС приводит к снижению дыхательного потенциала организма за счет усиления окислительных процессов в клетках (рис. 5).

Рис. 5. Показатели времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов 1 группы в состоянии покоя

У 54% студентов 2 группы показатели времени задержки дыхания на вдохе и выдохе в состоянии покоя были в пределах возрастной нормы, у 46% студентов – ниже нормы.

Рис. 6. Показатели времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов 2 группы в состоянии покоя

После выполнения физической нагрузки у всех жителей РО показатели времени задержки дыхания в обеих функциональных пробах либо не изменилось, либо незначительно повысилось, что считается адекватной скоординированной реакцией на гипоксию систем внешнего и тканевого дыхания (табл. 1)

У студентов 2 группы ответ респираторной системы на физическую нагрузку отличался разнообразием. Так повышение времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча отмечалось лишь у 36%, у 28% время задержки дыхания на вдохе осталось без изменения, но увеличилось в пробе Генча. Есть основание полагать, что у этих юношей реализуются процессы адаптации к гипоксии, которые формируются у жителей горных районов и проявляются на уровне газотранспортной функции крови и окислительных процессов в клетке. Еще у 15% жителей КР после физической нагрузки увеличилось время выполнения пробы Штанге, но сократилось время задержки дыхания на выдохе. Очевидно, после физической нагрузки повышается интенсивность клеточного дыхания, что требует дополнительного поступления кислорода и считается низкоэффективным механизмом. Это является причиной сокращения времени задержки дыхания на выдохе. Повышение резерва внешнего дыхания обеспечивает реализацию клеточных процессов. Такую реакцию системы дыхания на физическую нагрузку можно расценивать как относительно неблагоприятную. У 21% студентов 2 группы показатели пробы Штанге после физической нагрузки стали ниже, тогда как значения пробы Генча выше. Такое сочетание изменения времени задержки дыхания можно оценить, как самое неблагоприятное, т. к. снижение утилизации кислорода тканями (увеличение времени в пробе Генча), при снижении резерва внешнего дыхания в пробе Штанге, указывает на, и, следовательно, способствует сохранению состояния гипоксии.

Таким образом, результаты исследования показали, что адаптация систем жизнеобеспечения у студентов, жителей КР протекает медленнее, чем у жителей РО. При этом большее разнообразие изменений системы ССС в орто-клиностатической пробе и системы дыхания после физической нагрузки дает основание полагать, что снижение резервного потенциала связано не только с учебными нагрузками, но и с изменением климатических условий, в частности, парциального давления кислорода, влажности, температурного режима.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Резерв двигательной активности
Уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ...

Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
В соответствии с данными диагностического исследования, была спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА. Обучение навыку предполагает целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности. ...

Использование словаря в работе над лексическими синонимами
«Изучение лексических синонимов предполагает как усвоение определенного круга знаний о них, так и вооружение школьников умениями и навыками сознательного и уместного употребления синонимических слов в различных условиях речевого общения в зависимости от целей коммуникации. Особое место в формирован ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru