Таблица 1. Изменение времени задержки дыхания в пробах Штанге и Генча у студентов после физической нагрузки
1 группа |
2 группа | ||||
100% |
36% |
28% |
15% |
21% | |
Проба Штанге |
повышалось |
повышалось |
не изменялось |
повышалось |
снижалось |
Проба Генча |
повышалось |
повышалось |
повышалось |
снижалось |
повышалось |
ЦНС является ключевым звеном адаптации, т. к. интегрирует ответ организма на факторы внешней среды путем регуляции висцеральных систем и психофизиологических характеристик личности. В связи с этим было проведено изучение силы нервных процессов с использованием теппинг-теста.
Результаты исследования показали, что скорость выполнения задания у всех студентов 1 группы соответствует возрастной норме. При этом, у 80% студентов из Ростовской области до умственной нагрузки показатели теппинг-теста соответствовали средней возрастной норме (70–80 точек за 10 секунд), и лишь у 20% – приближались к нижней её границе (65–70 точек за 10 секунд). У 45% студентов 2 группы этот показатель был ниже нормы – менее 60 точек за 10 сек. Анализ графиков теппинг-теста показал, что у 66% студентов 1 группы, жителей РО до умственной нагрузки (занятия в университете) график был равномерным, у 34% неравномерным. После умственной нагрузки форма графиков не изменилась, однако скорость выполнения задания снизилась, особенно у студентов с неравномерным графиком. Самые низкие значения были в последние 10 секунд выполнения задания, что свидетельствует о наступлении утомления (рис. 8).
Рис. 7 Показатели моторной активности кисти ведущей руки студентов 1 курса РостГМУ
Характер графика теппинг-теста позволяет судить о силе и устойчивости нервных процессов, врабатывании и утомлении. Равномерное выполнение задания свидетельствует об устойчивой работоспособности, и высокой скорости врабатывания. Показатели моторной активности (количество поставленных точек за 10 сек) также свидетельствуют о силе и подвижности нервных процессов.
Равномерный график с сохранением средневозрастных показателей скорости кисти руки был у 66% студентов первой группы. Такой график указывает на высокую силу нервных процессов, быстрое врабатывание и длительную, оптимальную работоспособность. У 34% график был неравномерным, т.е. скорость выполнения теппинг-теста существенно изменялась каждые 10 секунд. Это указывает на неустойчивость процессов возбуждения в нервной системе и быструю утомляемость, а следовательно можно расценивать как признак напряжения процессов адаптации.
Следовательно, у 66% студентов 1 группы отмечается хорошая адаптируемость нервной системы к условиям обучения в РостГМУ, у 34% в середине первого семестра имела место неустойчивость нервных процессов, что приводит к быстрой утомляемости и снижению адаптационного потенциала.
66% студентов 34% студентов
Рис. 8. Графики теппинг-теста студентов 1 группы до и после занятий
У студентов 2 группы выявлено 4 типа графиков теппинг-теста до занятий
У 64% участвующих в обследовании студентов этой группы график теппинг-теста был равномерный или восходящий. Обычно, такие кривые графики теппинг-теста указывают на высокую силу нервных процессов и низкую утомляемость. Однако, в нашем случае у всех студентов восходящим типом графика теппинг-теста моторика кисти руки не достигала возрастной нормы, а следовательно, полученные нами результаты не могут быть интерпритированны по обычным правилам, так как низкий уровень моторной активности кисти сохранился и после умственной работы. Полученные данные позволяют полагать, что адаптация ЦНС к условиям обучения в нашем ВУЗе у этих студентов проходит за счёт охранительного торможения, которое защищает её от перегрузок (Акопян, 2006).
![]() | ||
![]() |
Статьи по педагогике:
Диагностика и анализ формирования экологической культуры родителей
Целью исследования явилось выявление того, как использование интернет – ресурсов помогает родителям повысить уровень экологической культуры. Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе были проведены методики диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натураф ...
Определение понятий "образование" и "воспитание",
конкретизация их взаимосвязи
На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них. Согласно В.Г. Крысько, образование – "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, ...
Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...