Особенности восприятия и изучения лирики

Образование и воспитание » Особенности восприятия и изучения лирики

Страница 2

Его перу принадлежат строки « Весеннего приветствия стихотворцам»:

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам! –

Творенью пир даёт природа,

Свиданья пир даёт сынам!

Дух силы, жизни и свободы

Возносит, обвевает нас! .

И радость в сердце пролилась,

Как отзыв торжества природы,

Как бога животворный глас! .

Сам поэт оставил нам великолепные образцы владения словом. Чтобы увидеть это нужно выразительно прочесть стихотворение «Silentium!»:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и захотят оне

Безмолвно, как звёзды в ночи, -

Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими и молчи.

Лишь жить в себе самом умей-

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно – волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью и молчи!

В 10 классе представление о лирике Ф.И.Тютчева обогащается изучением ряда стихотворных текстов, которые на первый взгляд могут показаться традиционными. Но только он любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. У него образ вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Десятиклассники, знающие стихи о назначении поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, с интересом относятся к новой для них трактовке темы, познакомившись с опубликованным в 1850 году стихотворением, имевшим заглавие «Поэзия»:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам -

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре –

И на бунтующее море

Льёт примирительный елей.

Но сам Тютчев был равнодушен к своим литературным успехам.

При общении с учениками целесообразно подчеркнуть обращение Тютчева к теме любви. Любовь в мире Тютчева – это проклятие, предчувствие гибели, судорога души. Такой была не освящённая браком любовь Тютчева к молодой женщине Е.Денисьевой. Любовь их длилась 14 лет, до самой её смерти. У них было трое детей. Ей она принесла муки и смерть, ему – неизбывные страдания. Эта губительная страсть послужила основой для трагических стихов.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

«О, как убийственно мы любим »

Я очи знал – о, эти очи!

Как я любил их, - знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

«Я очи знал – о, эти очи »

В трагической симфонии любви звучит у Тютчева и тема светлой печали, очарования этими мгновениями:

И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слёз.

«Я очи знал – о, эти очи! »

Любовь для Тютчева была могущественной вспышкой жизни, отражением в одном миге накала «Вселенной». Спустя пять лет после смерти Е.А.Денисьевой Тютчев создал стихотворение, в котором сказалась не только его неутихающая боль, но и гражданская скорбь:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Особенности психического развития детей 7 - 11 лет
Особенностями психофизического воспитания в этом возрасте являются: процессы возбуждения в центральной нервной системе преобладают, что объясняет непоседливость детей данного возрастного периода; процессы торможения отличаются слабостью - отсюда их излишняя торопливость; возбуждение и торможение ха ...

Развитие дистанционного обучения в РБ
Анализ состояния системы дистанционного обучения (ДО) в Республике Беларусь, позволяет выявить, что в ряде учреждений образования Республики Беларусь (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский национал ...

Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru