Его перу принадлежат строки « Весеннего приветствия стихотворцам»:
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! –
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!
Дух силы, жизни и свободы
Возносит, обвевает нас! .
И радость в сердце пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как бога животворный глас! .
Сам поэт оставил нам великолепные образцы владения словом. Чтобы увидеть это нужно выразительно прочесть стихотворение «Silentium!»:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и захотят оне
Безмолвно, как звёзды в ночи, -
Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью и молчи!
В 10 классе представление о лирике Ф.И.Тютчева обогащается изучением ряда стихотворных текстов, которые на первый взгляд могут показаться традиционными. Но только он любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. У него образ вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.
Десятиклассники, знающие стихи о назначении поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, с интересом относятся к новой для них трактовке темы, познакомившись с опубликованным в 1850 году стихотворением, имевшим заглавие «Поэзия»:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре –
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.
Но сам Тютчев был равнодушен к своим литературным успехам.
При общении с учениками целесообразно подчеркнуть обращение Тютчева к теме любви. Любовь в мире Тютчева – это проклятие, предчувствие гибели, судорога души. Такой была не освящённая браком любовь Тютчева к молодой женщине Е.Денисьевой. Любовь их длилась 14 лет, до самой её смерти. У них было трое детей. Ей она принесла муки и смерть, ему – неизбывные страдания. Эта губительная страсть послужила основой для трагических стихов.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
«О, как убийственно мы любим »
Я очи знал – о, эти очи!
Как я любил их, - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
«Я очи знал – о, эти очи »
В трагической симфонии любви звучит у Тютчева и тема светлой печали, очарования этими мгновениями:
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слёз.
«Я очи знал – о, эти очи! »
Любовь для Тютчева была могущественной вспышкой жизни, отражением в одном миге накала «Вселенной». Спустя пять лет после смерти Е.А.Денисьевой Тютчев создал стихотворение, в котором сказалась не только его неутихающая боль, но и гражданская скорбь:
Статьи по педагогике:
Художественные тексты в структуре отечественного УМК
Проблемы социокультурного содержания указывают на необходимость включения аутентичных текстов современной художественной литературы в учебный процесс в средних школах. Вместе с тем количество учебных материалов, обеспечивающих комплексное и полноценное формирование необходимых компетенций и упражне ...
Структура
модуля
Данная структура определяется посредством: 1) разделения содержания модуля на учебные элементы (УЭ) с учетом интегрирующей цели и в соответствии с анализом предметных знаний. Это будут учебные элементы теоретического содержания модуля. Они идут под номерами УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и т.д.; 2) выделения тре ...
Субъекты культурно-досуговой деятельности
По субъекту организации классификация форм культурно-досуговой деятельности может быть следующая: – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; – деятельность организуется на основе сотрудничества; – инициатива и ее реализация принадлежат детям. Основным субъектом социально ...