Особенности восприятия и изучения лирики

Образование и воспитание » Особенности восприятия и изучения лирики

Страница 4

Собственное, оригинальное творчество Тютчева этого периода на первых порах ещё очень близко его юношеской поэзии. Так, стихотворение «Слёзы» 1823 стилистически родственно стихотворению «Весеннее приветствие стихотворцам», написанного за год до отъезда в Мюнхен.

Тютчева принято называть «певцом природы». Некрасов поставил в особую заслугу Тютчеву «живое, грациозное, пластически – верное изображение» внешнего мира и указал на умение поэта подмечать в нём «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Зрительное впечатление от сгущающихся сумерек очень точно передаётся им в строках:

И сосен, по дороге, тени

Уже в одну слилися тень.

«Песок сыпучий по колени»

Но не в меньшей степени обладал он и тонкостью слуха. По мере того, как потухает день, отчётливей становятся звуки природы, и поэт подчёркивает это говоря:

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

«Я помню время золотое…»

Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Но сравнительно редко пейзаж поэту даётся сам по себе. Гораздо чаще образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связанный с миром природы, и переносный, иносказательный, связанный с внутренним миром человека, - подчёркивается самой композицией.

Так, например, стихотворение «Фонтан» построено в виде своего рода композиционно – смысловой параллели:

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!

Но длань незримо – роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Здесь образ фонтана «ниспадающего на землю», во второй строфе переносится на человеческую душу, которая «жадно к небу рвётся», но «длань роковая» её «свергает вниз».

В 1829-1830 годах в журнале Раича «Галатея» появляются уже такие стихотворения Тютчева, которые свидетельствуют о полной зрелости его поэтического таланта, - «Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны» («Как океан объемлет шар земной »)

Давайте выразительно прочтём одно из этих стихотворений, чтобы понять это.

Сны

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьёт о берег свой.

То глас её: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил чёлн;

Прилив растёт и быстро нас уносит

В неизмеримость тёмных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывём, пылающею бездной

Со все сторон окружены.

Русская философская лирика второй половины 20 – 30 годов возникла на почве неприятия русской последекабрьской действительности. Особенностью философской лирики Тютчева, её социально – исторической подосновой , являлась не столько русская, сколько общеевропейская действительность этого времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Формирование экологической культуры родителей с использованием интернет–ресурсов
Цель формирующего эксперимента – сформировать готовность родителей к повышению экологической культуры, используя интернет - ресурсы. Основные направления работы: поиск информации в интернете соответствующей заданной теме, изучение и анализ экологических статей, экологических форумов, обсуждение наи ...

Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – форми ...

Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приё ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru