На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.
«Самовластье» отождествляется поэтом с «вечным полюсом», «железной зимой», но зато и выступление декабристов тут же расценивается как результат «безрассудной мысли».
Под впечатлением западноевропейских событий 1848 года Тютчев задумывает философско – публицистический трактат «Россия и Запад». Сохранились лишь общий план этого трактата, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французск4ом языке («Россия и революция» - 1849, «Папство и римский вопрос» - 1850) и конспективные наброски остальных глав. В 1848 году в Петербурге о Тютчеве знают немногие. А между тем в 1848 – 1849 поэт захвачен событиями политической жизни. Он пишет такие превосходные стихотворения, как «Неохотно и несмело», «Русской женщине», «Святая ночь на небосклон взошла…».
Впервые был напечатан в издании 1854 года замечательный по своей психологической глубине цикл стихотворений, представляющий как бы лирическую повесть о любви поэта к Елене Александровне Денисьевой. Их беззаконные в глазах света отношения продолжались в течении четырнадцати лет. . У них было трое детей. Ей она принесла муки и смерть, ему – неизбывные страдания. Эта губительная страсть послужила основой для трагических стихов.
Я очи знал – о, эти очи!
Как я любил их, - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В 1864 году она умерла от чахотки. Не сумев оградить любимую женщину от «суда людского», Тютчев в страданиях, причинённых ей двусмысленным положением в обществе, винит, прежде всего самого себя; к себе самому обращает он горький упрёк:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла .
Художественно – поэтическим выражением этой душевной драмы и является любовная лирика Тютчева пятидесятых – шестидесятых годов. Сам поэт, как видно по его стихам и письмам, сочетал в своём сердце эту «последнюю любовь» с привязанностью к жене, которую он называл своим «земным провидением».
Выход в свет в 1854 году первого издания стихотворений Тютчева был несомненно крупным событием тогдашней литературной жизни. Сам поэт отнёсся безучастно к своему литературному успеху. Появление сборника совпало с грозными днями Крымской войны.
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское , родное! –
Писал Тютчев, поглощённый тревожными думами о будущем России. Ещё недавно Тютчев обольщал себя мыслью, что самодержавная Россия – это «Великан – и великан, хорошо сложенный». А затем он не мог отделаться от ощущения человека запертого в карете, которая «катится по всё более и более наклонной плоскости», и вдруг замечающего, что «на козлах нет кучера». Но критическое отношение к русской социально – политической действительности, так ярко проявившееся в многочисленных письмах поэта, всё же не нашло соответствующего отражения в его поэтическом творчестве.
В творчестве 60 – начала 70 годов преобладают политические стихотворения и мелкие стихотворения «на случай». Тютчев по-своему откликается на острую в то время проблему «отцов и детей». В тот же период он создаёт ряд превосходных лирических стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное…»(1865), «Ночное небо так угрюмо…»(1865), «От жизни той, что бушевала здесь…»(1871)
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык»
Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения ученик ...
Формирование представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Разработать серию игр и игровых упражнений по формированию представлений о множестве у детей четвертого года жизни, апробировать их на практике. Задачи: 1. Подобрать и разработать серию игр и игровых упражнений по формированию у детей четвертого года жизни представлений о множестве 2. Апробир ...
Общекультурная компетенция учителя как компонент его
педагогической культуры
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных спосо ...