Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, -
Одна есть Смерть, другая - Суд людской.
«Две силы есть…»
Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях он пользуется готовыми мифологическими образами
( «Весенняя гроза», «Полдень» ).
Нужно подчеркнуть то, что Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Некрасов поставил в особую заслугу Тютчеву «живое, грациозное, пластически – верное изображение» внешнего мира и указал на умение поэта подмечать в нём «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина».
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
«Не то, что мните вы, природа»
Стихотворное наследие Тютчева невелико. Оно вмещается в одной небольшой книге. Но как написал на сборнике стихотворений Тютчева А.А.Фет,
…муза правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Необходимо отметить что - эта небольшая, но столь весомая книжка принадлежит к числу самых драгоценных достояний русской и мировой лирики.
План - конспект урока русской литературы в 10 классе по теме: «Анализ лирики Тютчева»
Цели: Открыть учащимся своеобразие Тютчева как писателя и человека не похожего на предшественников; понять, почему личность и творчество Тютчева так неоднозначно воспринимались современниками.
Оборудование: Портрет Тютчева, учебник-хрестоматия для 10 класса.
Ход урока:
1. Приветствие, проверка присутствующих.
2. Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой Фёдора Ивановича Тютчева, постараемся понять, почему современники так неоднозначно воспринимали произведения Тютчева.
Откройте тетради и запишите число и тему урока. Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова Русского писателя А.А.Фета:
…муза правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
3.Объяснение нового материала.
А сейчас обратим внимание на доску. Здесь нарисована таблица, которую вам необходимо перерисовать в тетрадь. Вы будете её заполнять по ходу нашего урока. Начнём:
дата |
события |
1816г |
Первая ода «На новый 1816 год» |
На развитие будущего поэта оказали влияние три человека: мать, Е.Л.Тютчева, урождённая Толстая, - женщина, обладавшая недюжинным умом и «фантазией, развитой до болезненности»; дядька Н.А.Хлопов, опущенный на волю крепостной Татищевых и молодой поэт – переводчик С.Е.Раич, домашний учитель Тютчева, готовивший его к поступлению в университет.
Раич упоминает о том, что по «тринадцатому году Фёдор Иванович переводил уже оды Горация с замечательным успехом. Одно из подражаний Тютчева Горацию – ода «На новый 1816 год» - была прочитана 22 февраля 1818 критиком и поэтом, профессором Московского университета А.Ф.Мерзляковым в Обществе любителей русской словесности. 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт избирается сотрудником Общества, через год появляется в печати тютчевское вольное переложение «Послание Горация к Меценату. С.Е.Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии и античной классике. С 1819 по 1821 год Тютчев является студентом Московского университета, и всё благоприятствует его поэтическим занятиям. Общество любителей русской словесности по достоинству оценивает его первый опыт. Закончив университет, в 1822 году он уезжает в Мюнхен, затем в Турин и всего проводит вне родины 22 года. За границей, помимо дипломатической работы , занимается переводами Гейне, Шиллера и других европейских поэтов, что помогает ему выработать свой собственный стиль в поэзии.
Статьи по педагогике:
Психология и педагогика поздней юности и взрослости
Поздняя юность — период от 18 до 23 (25) лет. Человек в этом возрасте является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей сферой деятельности становится труд с дифференциацией профессиональных интересов. Образование является специальным, профессиональным. Возрастает степень матер ...
Классификация простых задач
Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются. Однако в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Можно выделить три такие группы. ...
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...