Особенности восприятия и изучения лирики

Образование и воспитание » Особенности восприятия и изучения лирики

Страница 3

Две силы есть – две роковые силы,

Всю жизнь у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы, -

Одна есть Смерть, другая - Суд людской.

«Две силы есть…»

Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях он пользуется готовыми мифологическими образами

( «Весенняя гроза», «Полдень» ).

Нужно подчеркнуть то, что Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Некрасов поставил в особую заслугу Тютчеву «живое, грациозное, пластически – верное изображение» внешнего мира и указал на умение поэта подмечать в нём «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина».

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

«Не то, что мните вы, природа»

Стихотворное наследие Тютчева невелико. Оно вмещается в одной небольшой книге. Но как написал на сборнике стихотворений Тютчева А.А.Фет,

…муза правду соблюдая,

Глядит, - а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Необходимо отметить что - эта небольшая, но столь весомая книжка принадлежит к числу самых драгоценных достояний русской и мировой лирики.

План - конспект урока русской литературы в 10 классе по теме: «Анализ лирики Тютчева»

Цели: Открыть учащимся своеобразие Тютчева как писателя и человека не похожего на предшественников; понять, почему личность и творчество Тютчева так неоднозначно воспринимались современниками.

Оборудование: Портрет Тютчева, учебник-хрестоматия для 10 класса.

Ход урока:

1. Приветствие, проверка присутствующих.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой Фёдора Ивановича Тютчева, постараемся понять, почему современники так неоднозначно воспринимали произведения Тютчева.

Откройте тетради и запишите число и тему урока. Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова Русского писателя А.А.Фета:

…муза правду соблюдая,

Глядит, - а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

3.Объяснение нового материала.

А сейчас обратим внимание на доску. Здесь нарисована таблица, которую вам необходимо перерисовать в тетрадь. Вы будете её заполнять по ходу нашего урока. Начнём:

дата

события

1816г

Первая ода «На новый 1816 год»

На развитие будущего поэта оказали влияние три человека: мать, Е.Л.Тютчева, урождённая Толстая, - женщина, обладавшая недюжинным умом и «фантазией, развитой до болезненности»; дядька Н.А.Хлопов, опущенный на волю крепостной Татищевых и молодой поэт – переводчик С.Е.Раич, домашний учитель Тютчева, готовивший его к поступлению в университет.

Раич упоминает о том, что по «тринадцатому году Фёдор Иванович переводил уже оды Горация с замечательным успехом. Одно из подражаний Тютчева Горацию – ода «На новый 1816 год» - была прочитана 22 февраля 1818 критиком и поэтом, профессором Московского университета А.Ф.Мерзляковым в Обществе любителей русской словесности. 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт избирается сотрудником Общества, через год появляется в печати тютчевское вольное переложение «Послание Горация к Меценату. С.Е.Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии и античной классике. С 1819 по 1821 год Тютчев является студентом Московского университета, и всё благоприятствует его поэтическим занятиям. Общество любителей русской словесности по достоинству оценивает его первый опыт. Закончив университет, в 1822 году он уезжает в Мюнхен, затем в Турин и всего проводит вне родины 22 года. За границей, помимо дипломатической работы , занимается переводами Гейне, Шиллера и других европейских поэтов, что помогает ему выработать свой собственный стиль в поэзии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, ...

Петербургский воспитательный дом
Дворец К. Г. Разумовского 2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким.Гуманистические идеалы И. И. Бец ...

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
В своем развитии ребенок проходит ряд этапов, или возрастных периодов, а именно: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет); подростковый, или средний школьный возраст (от 10-11 до ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru