Особенности восприятия и изучения лирики

Образование и воспитание » Особенности восприятия и изучения лирики

Страница 7

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два – три кургана, видимых поднесь

Да два – три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело.

Красуются, шумят, - и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Природа не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаём

Себя самих – лишь грезою природы.

Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжёлыми утратами. В 1870 году умерли его старший сын Дмитрий и брат Николай, в 1872 году младшая дочь Мария. Физические силы поэта слабели с каждым годом. Но вопреки его собственному горькому признанию: «Живая жизнь давно уж позади», - не угасал в нём острый интерес к окружающей действительности.

Поэзия Тютчева, как и многие другие выдающиеся литературные явления прошлого, далеко не сразу получила всеобщее признание. «О Тютчеве не спорят, - заявлял Тургенев, - кто не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Сама запальчивость этого заявления уже была свидетельством того, что о Тютчеве спорили. Интересно заявление Л.Толстого: «Когда-то Тургенев, Некрасов и К едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта…» Тютчева в последней трети 19 века оказался основательно забытым поэтом. И не кто иной , как тот же Л.Н.Толстой, говоря однажды о Тютчеве, сетовал: « Его все, вся интеллигенция наша забыла… он, видите, устарел, он не шутит с музой, как мой приятель Фет. И всё у него строго: и содержание и форма».

Время, отбросив всё случайное и наносное в истолковании поэзии Тютчева, оправдало оценку, данную его творчеству Некрасовым, Тургеневым, Добролюбовым. Его стихотворное наследие получило широкое о достойное признание.

Я бы хотела закончить наш урок словами И.Аксакова: «Литературно послужной список не объемист; Имя мало знаемое в массах грамотное, даже образованной нашей публики . А между тем этим самым стихотворениям, еще с начала пятидесятых годов, отводится русской критикой место чуть не наряду с пушкинскими; это самое имя, в течение целой четверти века, во всех светских и литературных кругах Москвы и Петербурга чтился и славился, знаменуя собою мысль, поэзию, остроумие в самом изящном соединении. Странное противоречие, не правда ли? Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении? Эту несоразмерность внешнего объема литературной деятельности с обнаруженной автором силой дарований? Но и здесь еще не конец недоумений, не редко возбуждаемых именем Тютчева. Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте, появлявшимися вслед за его кончиной вместе с выражениями искренней скорби, мы позволили себе добавить еще и свои. Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Характеристики обучаемости и внушаемости
Понятие «обучаемость» было раскрыто Б.Г. Ананьевым и определялось как восприимчивость ребенка к обучению, как сложное явление, которое в значительной мере обусловлено развитием второй сигнальной системы. Н.А. Менчинская характеризовала обучаемость «как способность к усвоению знаний и способов учебн ...

Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Широкое распространение понятия "парадигма" в современных научно-педагогических исследованиях и инновационной образовательной практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность исследователей, ис ...

Исследование уровня физической подготовленности школьников 10-11 лет
В настоящее время проведены глубокие исследования различных сторон подготовленности высококвалифицированных спортсменов. Однако при проведении занятий с детьми 10-11 лет (4 класс) нельзя опираться только на литературные данные, необходимо проводить индивидуальную оценку уровня двигательной подготов ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru