Особенности восприятия и изучения лирики

Образование и воспитание » Особенности восприятия и изучения лирики

Страница 7

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два – три кургана, видимых поднесь

Да два – три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело.

Красуются, шумят, - и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Природа не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаём

Себя самих – лишь грезою природы.

Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжёлыми утратами. В 1870 году умерли его старший сын Дмитрий и брат Николай, в 1872 году младшая дочь Мария. Физические силы поэта слабели с каждым годом. Но вопреки его собственному горькому признанию: «Живая жизнь давно уж позади», - не угасал в нём острый интерес к окружающей действительности.

Поэзия Тютчева, как и многие другие выдающиеся литературные явления прошлого, далеко не сразу получила всеобщее признание. «О Тютчеве не спорят, - заявлял Тургенев, - кто не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Сама запальчивость этого заявления уже была свидетельством того, что о Тютчеве спорили. Интересно заявление Л.Толстого: «Когда-то Тургенев, Некрасов и К едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта…» Тютчева в последней трети 19 века оказался основательно забытым поэтом. И не кто иной , как тот же Л.Н.Толстой, говоря однажды о Тютчеве, сетовал: « Его все, вся интеллигенция наша забыла… он, видите, устарел, он не шутит с музой, как мой приятель Фет. И всё у него строго: и содержание и форма».

Время, отбросив всё случайное и наносное в истолковании поэзии Тютчева, оправдало оценку, данную его творчеству Некрасовым, Тургеневым, Добролюбовым. Его стихотворное наследие получило широкое о достойное признание.

Я бы хотела закончить наш урок словами И.Аксакова: «Литературно послужной список не объемист; Имя мало знаемое в массах грамотное, даже образованной нашей публики . А между тем этим самым стихотворениям, еще с начала пятидесятых годов, отводится русской критикой место чуть не наряду с пушкинскими; это самое имя, в течение целой четверти века, во всех светских и литературных кругах Москвы и Петербурга чтился и славился, знаменуя собою мысль, поэзию, остроумие в самом изящном соединении. Странное противоречие, не правда ли? Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении? Эту несоразмерность внешнего объема литературной деятельности с обнаруженной автором силой дарований? Но и здесь еще не конец недоумений, не редко возбуждаемых именем Тютчева. Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте, появлявшимися вслед за его кончиной вместе с выражениями искренней скорби, мы позволили себе добавить еще и свои. Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...

Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический механизм
Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru