Под педагогическими условиями реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю (руководителю детским чтением) организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек, педагогов и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия".
М.Н.Недведская выделяет следующие педагогические условия:
"Реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
Создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
Формирование рефлексивной позиции школьников на основе психологических особенностей их читательского восприятия, читательского интереса.
В данном случае речь идет именно о комплексе педагогических условий в связи с их взаимодополняемостью и взаимосвязанностью. Обеспечение третьего условия реализуется через технологию формирования рефлексивной позиции школьников и невозможно без первых двух условий, практическое осуществление которых актуализируется в специально организованной среде.
В современном образовании наметилась тенденция замены традиционной (информационной, сообщающей) парадигмы на гуманистическую, развивающую, самостоятельную познавательную активность субъекта. Предметом гуманистической педагогики является воспитание гуманной, свободной личности, способной к активной жизнедеятельности и самореализации. В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия "личностно-ориентированное обучение", "личностно-ориентированное воспитание", "личностный подход". Основы личностно-деятельного подхода были заложены в психологических трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения" .
"Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи между собой. Можно выделить следующие признаки личностного подхода в педагогическом процессе:
принятие учителями, учащимися, их родителями единой концепции обучения и воспитания;
в основе содержания педагогического процесса лежат общечеловеческие ценности;
учащиеся включены в различные виды деятельности с учетом их интересов и склонностей;
организация совместной деятельности педагогов и воспитанников происходит через различные активные методы, разнообразные формы и средства, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
включенность среды в образовательное учреждение и наоборот;
гуманистический характер межличностных отношений всех участников педагогического процесса.
Кроме того, личностный подход предполагает взаимодействие учителя, родителей и сотрудников библиотек с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности; инициирование им чувства собственного достоинства, самоуважения; делегирование защиты самоценности и индивидуальности детей. Технологически это достигается за счет максимального использования субъектного опыта и субъектной творческой читательской активности родителей, детей и других участников процесса, умелой подачи обратной связи.
Статьи по педагогике:
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая
обучающая ситуация
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р ...
Влияние физической подготовленности на
работоспособность студентов
Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с активным формированием духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях капиталистического общества. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса ...
Деятельность как фактор развития школьников
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...