Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе

Страница 5

В процессе педагогического взаимодействия школы и семьи реализуются следующие принципы:

системности (связь с администрацией школы, школьной библиотекой, учреждениями дополнительного образования, преемственность в вопросах воспитания младших школьников);

комплексности (интеграция работы классных руководителей, учителей-предметников, сотрудников библиотек, родителей в процессе становления педагогического взаимодействия);

превентивности (раннее выявление "нечитающих" детей, незаинтересованных в совместной деятельности родителей, и активная профилактическая работа с ними);

творчества (организация ЕЧП обеспечивает развитие индивидуальных способностей, возможностей школьников в творческой читательской деятельности, с использованием поисковых, исследовательских методов работы).

Ориентируясь на вышеперечисленные принципы, стоит отметить, что учитель — это посредник между родителями, детьми, учебными заведениями, это менеджер, который осуществляет интеграцию школьных ресурсов, библиотечной базы и образовательного потенциала семьи. Учитель — это человек, призванный стимулировать тенденцию школьника к самоактуализации, самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Степень координации и интеграции деятельности всех субъектов ЕЧП зависит от умения учителя согласовать и упорядочить эту работу. Роль учителя как менеджера не в единоличном распорядительстве, а в координации взаимодействий, в постоянном регулировании связей, отношений всех субъектов ЕЧП.

Основной акцент в организации ЕЧП учителю нужно делать на мотивы, ценности, читательские интересы школьников, на формирование механизма читательских, творческих отношений, на самоактуализацию и нравственность. Учитель как ключевая фигура, координатор, не распоряжается, а воспитывает, обучает, мотивирует субъектов ЕЧП на творческую деятельность, сам актуализируясь вместе с ними.

Ожидаемый результат реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в рамках ЕЧП — становление школьника как активного, творческого читателя, со своими сформированными представлениями о книге как ценности, о методах и способах работы с ней; улучшение навыка чтения, повышение педагогической компетентности родителей, улучшение их отношений с детьми.

Условием педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является развитие рефлексивной позиции в процессе формирования самостоятельной читательской активности школьников. В настоящее время понятие "рефлексия" все чаще звучит в педагогическом лексиконе. Само понятие возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В психологии рефлексию рассматривают как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, состояния, психических процессов. С точки зрения педагогической науки рефлексию можно рассматривать как механизм усвоения, как условие появления у субъекта новых способов деятельности и новых способностей. Под рефлексивной позицией следует понимать способность субъекта к осмыслению жизненных реалий и соотнесение их с установками, взглядами и представлениями на основе своего жизненного опыта. Рефлексивная позиция отражает единство субъективного и объективного в становлении личности, формирующейся в совместной деятельности с другими. В случае педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи, направленного на формирование самостоятельной читательской активности школьников, можно определить следующие признаки рефлексивной позиции: принятие, присвоение читателем-школьником жизненного и художественного опыта, отраженного в книге (познание мира и самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса и др.); расширение "читательского горизонта", приобретение новых стимулов и ориентиров, интерес к новым темам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Динамика физической подготовленности в процессе обучения
На протяжении последних десятилетий специалистов волнует проблема физической подготовленности студентов. Несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, она остается пока нерешенной. Одной из причин этого является бурный рост научно-технического прогресса, значительно снизи ...

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...

Подбор методов обучения для проведения занятий по предмету «Технология каменных работ» на примере темы «Кладка конструкций стен»
Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов дисциплины профессионального цикла «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на ка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru