В основе личностно-ориентированного подхода лежит признание индивидуальности, самоценности, самобытности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых и их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяют индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В качестве необходимого условия реализации педагогического взаимодействия школы, семьи и библиотеки предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. Становление субъектности более эффективно может осуществляться при наличии единого читательского пространства в триаде школа — библиотека — семья и преемственности в воспитании и образовании школьника.
В качестве второго аспекта рассматриваемой теоретико-методологической стратегии реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в процессе формирования самостоятельной читательской активности школьников выступает деятельностный подход. Личностный и деятельностный подходы неразрывно связаны друг с другом.
Деятельность — это форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), обусловленная "нуждой", "необходимостью" в чем-либо. Так, деятельность учителей и родителей направлена на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения школьниками сообщаемой информации. Деятельность школьников направлена на освоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как субъекта.
Итак, личностно-ориентированный и деятельностный подходы как необходимое условие процесса педагогического взаимодействия школы и семьи предполагают:
организацию единого читательского пространства (ЕЧП) в совместной деятельности с родителями и сотрудниками детских библиотек и управление целенаправленной читательской деятельностью школьника в контексте его жизнедеятельности (направленности читательских интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций) с целью становления его личности;
переориентацию процесса обучения на решение самими школьниками конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, диагностических и т.п.);
изменение характера отношений с родителями и детьми с субъект-объектных на субъект-субъектные, где взаимодействие выступает как сотрудничество, партнерство, доверительность при организующей, координирующей, положительно стимулирующей и поддерживающей позиции учителя;
формирование у школьников потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений;
обеспечение учителем возможностей личностных проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и обучения.
Статьи по педагогике:
Потребность в эмоциональном насыщении
Эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. Эта потребность может удовлетворяться не только положительными, но и отрицательными эмоциями. Отрицательная эмоция - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибе ...
Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – форми ...
Шестилетний ребенок
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в т ...